Налоговые проверки: тревожные тенденции для бизнеса

Автор:
Фото: img.freepik.com


О некоторых неприятных ситуациях уже бывало говорить, однако это происходило редко. Сейчас такие ситуации стали модными, популярными, что вызывает беспокойство.


Тенденцией стало все большее привлечение правоохранительных органов к противодействию налоговым правонарушениям. В этом участвуют экономическая безопасность МВД, Следственный комитет, который способен возбуждать уголовные дела без участия налоговой инспекции и предварительной проверки. Следовательно, в отличие от налоговой инспекции, которая ограничивается проверкой последних трех лет, Следственный комитет при расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты налогов может изучать деятельность организаций за десять лет.

Взыскание налогов за пределами периода


Праздники января давно прошли, решение о ВНП отсутствует на почте и в ТКС, и очередной год прошелся за пределами трехлетнего срока. Кто-то устроил вечеринку по этому поводу, забыв о предполагаемом 2017 году, как о страшном сне. Такие праздники были посвящены 2014, 2015, 2016 и 2017…


В 2020 году зарегистрировалось необычно много уголовных дел по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с компаний) без предварительных результатов ВНП, говорит управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков.


С 2013 года по настоящее время, учитывая длительность расследований, ликвидированы компании, находящиеся под подозрением в банкротстве.

Кому грозят тематические проверки по НДС


В последнее время из-за возникновения «разрывов» НДС контрольные органы проводят тематические проверки более часто, а не только в отношении крупных задолженностей.


Выездные налоговые проверки могут быть полными (по всем налогам за определенный период) или тематическими (по отдельным налогам). Максимально два раза в год возможно провести проверку у одного налогоплательщика, если руководителем ФНС не принято другое решение. Ранее фискальное ведомство рекомендовало проводить преимущественно полные проверки.


Налоговые органы нашли способ обойти ограничение по количеству проверок, и суды поддержали их. В деле А41-50083/2020 в отношении компании сначала прошла выездная проверка по НДС, а затем в том же году было принято решение о выездной налоговой проверке, предметом которой являлись вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов, сборов, страховых взносов с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года, за исключением налога на добавленную стоимость за уже проверенный период. Компания пыталась оспорить это решение из-за его неопределенности, но суд отказал (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020).


Проверок по теме всё чаще проводится больше, налогоплательщики, не устраняющие добровольно «налоговые разрывы», ожидают выездной проверки по НДС.


Налоговый «разрыв» — это не официальный термин, но его часто используют, даже налоговые органы. Разрыв по НДС — результат несоответствия сведений об операции в ПК АСК НДС-2 и сведениями, отраженными налогоплательщиком в разделе 8 налоговой декларации (книге покупок) для подтверждения законности применения налоговых вычетов, со сведениями о той же операции, которые поставщик должен отразить в разделе 9 налоговой декларации (книге продаж) при реализации товаров (работ, услуг).


Установив «разрыв», налоговые органы исследуют его причины. Они запрашивают разъяснения у плательщика налогов и его контрагентов, проверяют, был ли НДС в итоге перечислен в бюджет, анализируют всю цепь поставщиков, выявляя фирмы, не ведящие реальной деятельности, поскольку для получения права на вычет источник налога должен сформироваться в бюджете, то есть кто-то этот налог должен уплатить.


Местные власти намерены найти компанию, которая ведёт реальный бизнес и пользуется технологическими фирмами, чтобы получить незаконные налоговые льготы.


В подобной ситуации, лучше обратиться к налоговому консультанту для совместного разбирательства проблемы. Решение зависит от прошлого поведения налогоплательщика и наличии доказательств его невиновности в налоговом правонарушении.


Если компания действовала осмотрительно при заключении сделки, проверила наличие у контрагента ресурсов и деловой репутации, рекомендаций, личного сайта, то не может отвечать за неуплату налога поставщиком, а тем более – его контрагентами.


Неуплата налогов не означает, что плательщик обязан отвечать за действия всех организаций, участвующих в многоэтапном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: право на налоговый вычет не может зависеть от выполнения непосредственных контрагентов и лиц, предшествующих им, своих обязанностей по уплате НДС, а также финансово-экономического положения и действий третьих лиц.


Принимайте активную позицию, предоставьте разъяснения, направьте документы, подтверждающие проверку контрагента и уверенность в его способности выполнить обязательства и уплатить налоги. Укажите, что о нарушениях не было известно и знать их было невозможно. Это может помочь избежать выездной проверки.


Если предприятие документы у контрагента не запросило и его способность выполнить сделку не проверило, то, по мнению налоговых органов, оно, пусть и не специально, получит незаконную налоговую выгоду от работы с технической компанией. В такой ситуации в вычете по НДС будет отказано, но предприятие может оспорить расходы по налогу на прибыль.


Налоговая выездная проверка регулируется статьей 89 НК РФ. Ее проводят по решению налогового органа по адресу регистрации налогоплательщика. Проверка длится два месяца, но может быть продлена до шести. После проверки составляется справка, а через два месяца — акт.


Тематическая проверка отличается тем, что налоговая служба может исследовать исключительно указанный в плане проверки налог, не имея права запросить не относящиеся к его начислению и уплате документы.


В ходе выездной проверки у налоговых инспекторов широкие полномочия по сбору доказательств: могут проводиться осмотры, запрашиваться документы, пояснения и сведения, допрашиваться работники налогоплательщика и его контрагентов, назначаться экспертизы, производиться выемка документов.


Это дает возможность установить факты правонарушений налогоплательщиком, а также взимать дополнительные налоги на добавленную стоимость, санкции и штрафы без проведения полной сверки финансовой отчетности.

Как отбирают кандидатов на «тематику»


Выявление схем уклонения от уплаты налогов занимает гораздо больше времени, чем предусмотрено для камеральных проверок.


Несколько лет назад в ФНС для решения таких задач было создано специальное подразделение — контрольно-аналитические отделы (КАО). В КАО работают лучшие налоговые работники. Им предоставлены все ресурсы: автоматизированные комплексы, базы данных и прочее. Задача контрольно-аналитических отделов — выявить налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Именно КАО дают поручения в отделы камеральных и выездных проверок о проведении определённых мероприятий.


Контрольно-аналитические отделы компании получают результаты работы в виде запросов об уточнениях, вызовов на инспекцию, информационных сообщений и т.д.


Если вам кажутся какие-то требования необычными, знайте: в Федеральной налоговой службе есть свои стандарты добросовестности плательщиков налогов.


Налоговым органам для уверенности в невозможности компании избежать доначислений необходимо получить веские доказательства неправомерности применения вычетов по НДС.


Как наиболее просто получить данные доказательства? Стереть декларации тех поставщиков, которых специалисты по налогам относят к «однодневкам».

Новый вид налоговых проверок – «оперативные»


Закон, разработанный Минфином, пока не принят. Правительственная комиссия дала ему отрицательный отзыв. Однако от идеи отказаться не планируют – документ дорабатывают. Есть высокая вероятность введения закона, о чем намекнул на недавнем мероприятии в ТПП начальник Управления камерального контроля ФНС России Дмитрий Черепанов. Мероприятие «Налоговый контроль и налоговая безопасность в 2021 году» было фактически заседанием рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками.


В Министерстве финансов высказывают недовольство тем, что действующие камеральные и выездные проверки не обеспечивают эффективного контроля, так как проводятся после завершения налогового периода по уже представленной декларации. Новый закон вводит новый вид налогового контроля – «оперативный контроль».


Оперативный контроль налоговых органов за выполнением организациями и ИП требований законодательства о налогах и сборах по фиксации расчетов, включая полноту учета выручки, предлагается реализовать путём включения в НК РФ норм о применении ККТ и введения категории «фиксация расчетов» вместо «применения контрольно-кассовой техники». Новый раздел НК РФ «Оперативный контроль» будет определять правила фиксации расчетов организациями и ИП с использованием ККТ, фактически включающий большинство положений действующего Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.


Оперативные проверки проводят на месте, где организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность. Если это необходимо, вовлекают Федеральную службу безопасности. Проверяемый период составляет три года.


В рамках проверок осуществят мероприятия налогового контроля, среди которых наблюдение и проверка покупателей.


Наблюдение — визуальное восприятие сотрудником налоговой службы действий проверяемого лица во время осуществления расчетов.


Контрольная закупка — действия налогового органа по организации ситуации для совершения расчета. Проводить ее можно и при дистанционной торговле (услугах), правила проведения утвердит ФНС. О том, что производится контрольная закупка, предупреждать не будут.


В ходе проверки по контрольному заказу инспекторы могут опрашивать как свидетелей любых граждан, обладающих сведениями, представляющими интерес для проведения налоговых проверок.


В случаях получения в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций оперативная проверка может быть проведена независимо от времени её последнего проведения за аналогичный период.


Проверки осуществляются за три года до года проведения проверки. В случае подачи жалоб покупателей разрешается повторно проверять такой же период неограниченное число раз.


Проверка может длиться до двадцати рабочих дней, но срок можно увеличить до сорока рабочих дней. При наличии причин возможно еще одно продление срока.


Во время оперативной проверки проверят не только точность записи расчетов, но и полное отражение доходов. Заключения по итогам оперативной проверки будут исключительно в электронном формате.


Мониторинг расчетов (постоянный сбор, обобщение, систематизация информации о физическом лице) будет проводиться ФНС с помощью автоматизированной информационной системы. Будут использоваться сведения о применении ККТ, поступающие в налоговую, жалобы (в том числе и общественных организаций, например защитников прав потребителей), а также данные открытых источников.


В случае неблагоприятных результатов будут введены ограничения.

‒ приостановление операций по счетам в банке;


Запрет на использование компьютерных программ и веб-сайтов для осуществления деятельности в сети Интернет.


Приостановление работы для лиц, занятых в стационарных магазинах.


Планируется штрафовать за фиксацию мнимых или притворных расчетов.


Для индивидуальных предпринимателей — 50 процентов от суммы фиктивного или ложного расчёта, минимум десять тысяч рублей.


Для организации предусматривается фиксированная сумма, соответствующая фальсифицированному расчету, не ниже тридцати тысяч рублей.


За отсутствие наименования маркированного товара в фискальном документе или его искаженное указание предусмотрят крупный штраф. Индивидуальным предпринимателям назначат 50 тысяч рублей, организациям – 100 тысяч рублей.


В каких ситуациях целесообразно составлять возражения к акту проверки?


Доначисления редко радуют, но перед составлением возражений разумно проанализировать вероятность успеха и удостовериться в своей позиции, советует руководитель налоговой практики АБ БГМП Александра Родионова.


На подачу возражений отводится один месяц со дня получения акта проверки, 15 дней – с момента получения акта дополнения. На акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, возражения необходимо успеть подать также в течение одного месяца со дня получения акта.


Сперва сопоставьте документы из акта с действиями ВНП. Изучите материалы ВНП. Оцените факты, на которые ссылается инспекция, исключая предположения о нарушениях. Проверьте доказательства: допустимы ли они и относятся ли к делу (правильно оформлены МНК, имела ли право инспекция их собирать).


Во время изучения материалов исследуются методологические недочёты. Определяется, было ли допущено нарушение (собирается вся информация от Минфина и ФНС России по интересующему вопросу, рассматривается судебная практика высших судов и судов округов).


В случае превышения 5%-ного предела при отдельных расчетах следует перепроверить вычисления контрольной службы и выяснить применяемый метод расчетов. Необходимо разъяснить собственную методику и выполнить собственный расчет с 5%-ным значением.


При выявлении нарушения по «игре периодов» нужно убедиться, есть ли фактическая убыток бюджета. Если убытка нет, то и нарушения не имеется.


Необходимо детально разобраться в том, что налоговики посчитали движимым имуществом, а что – недвижимым, так как в этом вопросе до сих пор много путаницы. Рекомендуется освежить в памяти Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 и письма ФНС России от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, от 24.09.2018 № БС-4-21/18582, от 28.3.2018 № БС-4-21/5834@.


Дмитрий Черепанов из ФНС сообщил, что ожидаемые окончательные разъяснения налогового ведомства по этому вопросу скоро появятся, чтобы прекратить путаницу относительно «движимого-недвижимого» как для компаний, так и для проверяющих. Критерии разграничения будут ясными и определенными.


В ТПП напомнили о рассмотрении Минфином инициативы по внесению в НК РФ альтернативы существующему порядку обложения имуществом. Действующий порядок предусматривает обложение исключительно недвижимого имущества по базовой ставке налога 2,2%. Субъекты РФ могут устанавливать льготные условия налогообложения.


В качестве объекта налога предлагается общая категория движимого и недвижимого имущества (без учета автотранспорта и объектов первой или второй амортизационных групп), при этом ставка налога снизится до 1,6–1,7%. Это может позволить организациям уменьшить риск переквалификации имущества проверяющими, сократить число споров и упростить налоговое администрирование.


По поводу претензий по «порочным» контрагентам нужно строить защиту исходя из письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.
Самостоятельно ответьте на вопрос о наличии сделки и осведомленности общества о порочности контрагента. Полезно вспомнить Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, а также письма ФНС России от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, от 24.09.2018 № БС-4-21/18582, от 28.3.2018 № БС-4-21/5834@.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»