Налоговые проверки ККТ — 2013

Автор: | 14.05.2013

Налоговые проверки ККТ - 2013

Налоговые инспекторы наделены полномочиями производить контроль за соблюдением требований, предъявляемых к ККТ. И если на пороге организации появился проверяющий, не стоит нервничать. Главное — знать свои обязанности и понимать, какие именно действия вправе производить налоговики.

Организации и предприниматели, которые производят расчеты наличностью или с использованием платежных карт, должны применять контрольно-кассовую технику. За соблюдением данного требования стро­го следят налоговые инспекторы. А потому проверки соблюдения требований к ККТ практически не избежать, но можно быть готовым к приходу гостей.

В административном регламенте (утв. при­казом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н) прописан порядок проведения про­верки, которого должны придерживаться налоговики. Также в нем указаны права и обя­занности инспекторов и проверяемых; пе­риодичность проверок; сроки и последо­вательность действий; документы, которые могут быть запрошены, и порядок обжалова­ния решений и действий налоговиков.

Внимание

Проверяющие могут изучать хозяйственные операции, которые организация совершила в проверяемый период. Следовательно, налоговики вправе проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет и экспертизу.

Чтобы избежать нежелательных послед­ствий, надо соблюдать требования, которые предъявляются к ККТ, а также знать свои права и обязанности.

Решение о проведении проверки прини­мается руководителем (заместителем) ин­спекции, который должен выписать по­ручение на проведение проверки ККТ. На проведение всех мероприятий налогови­кам отводится пять дней с момента выпи­ски поручения. Проверяемый может при­сутствовать при проведении проверки.

Итак, на что обращают внимание нало­говики?

Во время контроля инспекторы имеют право: получить беспрепятственный до­ступ к ККТ, использованным контроль­ным лентам, накопителям фискальной па­мяти, а также к системам, формирующим БСО; запрашивать документы, связанные с применением ККТ и БСО; требовать объ­яснения; провести проверку наличных денежных средств и наличия БСО; при­влекать к административной ответствен­ности.

Вариации на тему контрольных закупок

Прежде всего инспекторы проверяют, как производится выдача кассовых чеков, БСО, а также иных документов, которые должны представляться по требованию покупателя (например, товарный чек). Максимальный срок действий по проверке чеков не может превышать одного рабочего дня от даты, указанной в поручении.

Данные действия включают в себя при­обретение товара (работ, услуг), его оплату наличными деньгами или при помощи платежных карт. После этого производит­ся установление факта оформления (нео­формления) документа, который может подтвердить прием денежных средств. Ес­ли товар будет приобретаться непосред­ственно проверяющим, то это будет счи­таться контрольной закупкой.

Напомним, что в постановлениях Пре­зидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 1000/09 и от 2 сентя­бря 2008 г. № 3125/08 указано: налоговики не вправе проводить контрольную закупку. Это связано с тем, что такая закупка отно­сится к числу оперативно-разыскных меро­приятий, осуществляемых сотрудниками правоохранительных органов.

Также в письме ФНС России от 11 янва­ря 2009 г. № ШС-22-2/1 говорится о том, что, принимая решение о возможности проведения контрольной закупки, налого­викам необходимо ориентироваться на су­дебную практику регионов. Это связано с тем, что мнение судей о возможности применения этой процедуры может раз­ниться.

Это важно

Инспекторы не имеют права требовать бумаги и сведения, не относящиеся к предмету проверки. Проверяе­мый имеет право потребовать письменный запрос документов.

Однако в регламенте нет прямого ука­зания на проведение контрольной за­купки. В нем указано, что данные дейст­вия могут проводиться в следующих фор­мах:

  • контроль, основанный на визуальном на­блюдении, с применением (или без него) способов видео- и аудиофиксации фак­тов приобретения и оплаты товаров по­купателями;
  • аналитические процедуры, направлен­ные на выявление фактов выдачи или не­выдачи чеков и иных документов. При этом налоговики заранее проверяют, на кого и по какому адресу зарегистрирова­на касса.

Если место применения ККТ не соот­ветствует заявленному месту установки, то организацию или предпринимателя мо­гут привлечь к административной ответ­ственности. Штраф составляет:

  • для граж­дан от 1500 до 2000 рублей,
  • для должност­ных лиц — от 3000 до 4000 рублей,
  • для юрлиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

К этой же ответственности будет привлечено ли­цо при несоблюдении требований, предъ­являемых к ККТ.

По завершении проверки чеков (но не позднее двух рабочих дней от даты вы­дачи поручения) проверяемому предъявляются служебные удостоверения и пору­чение.

Этот факт должен быть зафиксирован на поручении, где проверяемый ставит под­пись с указанием должности и даты.

Если руководителя (его заместителя) нет на месте либо он отказывается ставить подпись, инспекторы делают соответству­ющую отметку, которая не является пре­пятствием для проведения проверки.

Кассовые документы

Проверяющие приступают к рассмотре­нию документов. Инспекторы могут затре­бовать следующее:

  • журнал кассира-операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупате­лям по неиспользованным кассовым че­кам;
  • журнал регистрации показаний сумми­рующих денежных и контрольных счет­чиков ККМ, работающих без кассира- операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной па­мяти и ее использованных накопителей;
  • контрольные ленты на бумажном или электронном носителе;
  • информацию из автоматизированной си­стемы о выпущенных документах;
  • справку-отчет кассира-операциониста;
  • сведения о показаниях счетчиков конт­рольно-кассовых машин и выручке орга­низации;
  • бланки строгой отчетности, их копии и корешки документов;
  • карточку регистрации, паспорт ККТ, договор о техобслуживании, а также бу­маги, связанные с приобретением, реги­страцией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно- аппаратных средств, вводом в эксплуа­тацию, применением, хранением и вы­водом из эксплуатации кассы. 

Список документов не является закры­тым, но инспекторы не имеют права требо­вать бумаги и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариально­го удостоверения копий документов, пред­ставляемых в инспекцию.

Проверяемый имеет право потребовать письменный запрос документов. Могут быть представлены как оригиналы, так и заве­ренные копии. Срок представления бумаг равен одному рабочему дню.

Требования к ККТ

После рассмотрения документов инспекто­ры начинают проверку соблюдения требо­ваний к ККТ. Это мероприятие включает исследование корпуса контрольно-кассо­вой машины на наличие вскрытия, удале­ния или разрушения, которое может поме­шать изменению или замене программно- аппаратных средств. Далее проверяются идентификационный знак, марки-пломбы, знаки «Государственный реестр» и «Сер­висное обслуживание».

Затем налоговики осуществляют следую­щие действия: сверяют внешний вид кассы с изображениями, которые приложены к ее паспорту; проверяют срок эксплуатации ККТ, а также срок хранения документов, контрольных лент, накопителей фискаль­ной памяти и программно-аппаратных средств; проверяют соответствие паспорт­ных и фактических данных и исправность аппарата.

Также инспекторы сверяют данные на отпечатанном чеке с указанными в Государ­ственном реестре ККТ, качество реквизи­тов, наличие возможности корректировки или фальсификации информации, а также дату и время.

Если используются БСО и иные докумен­ты, то налоговики сравнивают реквизиты на бланках с данными, установленными для таких бумаг.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем не допуска­ются помарки, подчистки, которые не заве­рены подписью как инспектора, так и про­веряемого.

При несогласии организации (коммер­санта) с результатами проверки возражения можно вписать в сам акт или оформить от­дельным документом.

Обжалование решения

Если проверяемого не устраивает решение, принятое налоговой после проверки, а также действие (бездействие) инспекто­ров, то он может его обжаловать. В жалобе указывается наименование инспекции, ФИО инспектора, название организации (ФИО предпринимателя), адрес, суть проб­лемы, дата и подпись. Она может быть направлена лично, по почте или электрон­ным документом. Рассматривается в тече­ние 30 дней с даты регистрации. Результа­ты рассмотрения жалобы направляются в письменной форме.

О.В. Шабайкина, налоговый консультант


Читать оригинал