У предпринимателей сложилась своя концепция будущего взаимодействия бизнеса и налоговых органов в новом году. Опасения и ожидания по увеличению налоговой нагрузки, давлению со стороны налоговиков остались теми же. Будут ли банки «доносить» о деятельности своих клиентов? И станут ли налоговые органы искать во всем преступные схемы и признаки однодневок?
«Мертвые души»
Статистика ФНС России о сокращении числа выездных проверок основывается на «мертвых душах». Руководитель ведомства Михаил Мишустин неоднократно заявлял, что давление налоговой службы на бизнес снижается. В доказательство приводится такая статистика: если 10 лет назад выездным проверкам подвергались 13% компаний, то сегодня — лишь 1%. Между тем я по своим клиентам вижу обратную тенденцию. В чем же дело?
А дело в том, что ФНС считает юридические лица нарастающим итогом — то есть все, что были внесены в базы данных с 2002 года. И при таком подходе действительно получается, что давление снижается. А вот если считать только тех, кто реально функционирует, то картина иная.
В России зарегистрировано около 8,5 миллиона юридических лиц. Из них, по моим данным, только 1,2 миллиона действующие. Среди последних, в свою очередь, около половины — фирмы-однодневки и «технические» компании.
Впрочем, нет сомнений, что в 2012 году объем работы налоговиков по отношению к налогоплательщикам останется тем же, но качество и эффективность повысятся. Усовершенствуются математическая и финансовая модели налогоплательщика, которые создает ФНС для точного определения реальных доходов собственников бизнеса.
Налоговое давление растет
Коэффициент налогового давления на бизнес представляет собой отношение количества налоговых претензий к числу налогоплательщиков, являющихся нашими клиентами. С 2002 по 2011 год коэффициент налогового давления на бизнес вырос более чем в семь раз — с 0,131 до 0,955. Ожидается, что в 2012 году он несущественно увеличится и составит 0,96.
Усилия налоговиков по выявлению недобросовестных налогоплательщиков будут более точечными. ФНС станет более рационально сочетать камеральные и выездные проверки. Проводить их инспекторы будут за как можно меньшее временя, а приостановление будет использовать для работы с налогоплательщиками – их продолжат вызывать для дачи показаний и объяснений. То есть проверки будут приостанавливаться формально, но продолжаться фактически.
Другой тенденцией 2012 года обещает стать усложнение и снижение количества досудебного урегулирования налоговых споров (проект Закона «О медиации»). Так, в 2008-2009 годах удавалось снизить объем доначислений, не доводя дело до суда, на 10-15%. В 2011 же году в результате абсолютно легитимных переговоров с налоговиками и предоставления им убедительных аргументов своей невиновности объем доначислений удавалось снизить в два раза.
Однако недавно на VII Всероссийском налоговом форуме руководитель ФНС России Михаил Мишустин дал понять, что в 2012 году столь успешным для налогоплательщика переговорам с инспекторами придет конец. Впрочем, это вовсе не значит, что возможности досудебного урегулирования нельзя использовать. Просто нужно быть готовым к непростым разговорам с инспекторами.
ФНС мыслит схемами
При определении недобросовестных налогоплательщиков и поиске фирм-однодневок налоговики научились мыслить схемами. Они создаются исходя из анализа банковских выписок, первичных документов, показаний и объяснений тех, кого вызывает инспекция (в случае выездной проверки). На основании этих данных рисуется дерево платежей и прослеживаются финансовые и хозяйственные связи.
Вот одна из схем незаконной оптимизации налогообложения. Предположим, европейский поставщик продает товар за 100 евро/шт., а продавец реализовывает его в России по розничной цене 500 евро/шт. Российская компания платит посреднику аванс 450 евро. Она сотрудничает с компанией-импортером, которая в свою очередь за 110 евро/шт. заключает договор поставки товара посреднику. Импортер платит налоги (20 евро) и пошлины (40 евро). 50 евро/шт. — контрактная стоимость импортируемого товара.
Но в связи с тем, что европейский поставщик продает товар не за 50 евро, а за 100, в эту схему вводится офшор – посредник, который покупает товар за 100 евро, продает за 50. Дефицит денежных средств ему компенсируют однодневки из полученных от посредника 340 евро.
Первое слабое звено – офшор, который находится в поле зрения зарубежных правоохранительных органов. Второе – стоимость товара на таможне, которая в два раза ниже реальной.
И, наконец, самое опасное в этой схеме – сотрудничество с фирмами-однодневками. Если налоговикам удастся доказать контролируемость такой сделки (а в 80% случаев так оно и происходит), то это грозит серьезными санкциями.
Банки станут агентами правоохранительных и фискальных органов
С введением уголовной ответственности за создание фирм-однодневок в 2012 году основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств станут банки. Если банк благонадежен (то есть входит в топ-200 по размеру активов, капитала, не имеет действующих санкций ЦБ, особенно по нарушению Закона № 115-ФЗ), то он занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.
В свете последних инструкций Центробанка и ряда подзаконных актов к Закону № 115-ФЗ контроль за клиентом банк начинает еще до момента открытия расчетного счета. Так, банк обязан проверить, совпадают ли юридический и фактический адреса предприятия. В противном случае он имеет право не открывать счет.
Служба безопасности банка должна провести собеседование с генеральным директором компании, выяснить у него суть деятельности предприятия, проверить руководителя на предмет его «массовости» и дисквалификации.
Если уже после открытия расчетного счета произошла смена гендиректора, новый гендиректор должен явиться в банк и заново пройти собеседование со службой безопасности. Его также проверят, не является ли он «массовым» директором, были ли у него какие-либо нарушения законодательства, не был ли он дисквалифицирован по профессиональным основаниям. Все это тоже может воспрепятствовать функционированию расчетного счета.
Контроль продолжается и после открытия счета. По закону на это отводится 3 месяца, но по факту может быть и дольше. В это время банк внимательно следит за финансовыми операциями клиента.
Подозрительные операции
После открытия счета банк отслеживает финансовые операции. При любых подозрениях в том, что деятельность компании является незаконной, он сообщает в Росфинмониторинг.
Так, например, если клиент перечисляет по одному адресу в течение незначительного срока (до 5 дней) крупную сумму, разбитую на множество частей, банк передает эту информацию в контролирующее ведомство.
Другой случай, когда компания начинает вести непрофильную деятельность. Так, например, предприятие, торговавшее строительными материалами, вдруг начинает работу с ценными бумагами.
Отдельная инструкция Центрального банка призывает сообщать о несоответствии назначений входящих и исходящих платежей. Сколько денег пришло предприятию за продукцию, столько же примерно должно и уйти, за вычетом торговой наценки, операционных издержек. Если будет найдено несоответствие, операция признается подозрительной.
Вздох облегчения
Если налоговый учет отменят, ничего особо не изменится, но вздохнут все с облегчением. Дело в том, что налоговый учет, по сути, не ведется и сейчас. Отношение к нему в компаниях такое: заниматься этим некогда, вот если придет налоговая проверка, тогда что-нибудь по-быстрому сделаем.
В свое время пять дней, отведенные на представление документов при выездной налоговой проверке, превратились в 10. Потому что за пять дней и так никто не успевал. Звонили в налоговую инспекцию, ссылались на то, что бухгалтер болен, и просили отсрочку. То же самое и здесь. Особого смысла в ведении налогового учета я не вижу.
Если финансовый директор или главный бухгалтер ведет в управленческом учете отдельную базу по начисленным и уплаченным налогам, им этого вполне достаточно. Зачем это нужно инспекции, которая все равно имеет данные по налогам в базе, мне непонятно.
Налоговый учет для бизнеса отменят, но произойдет это не в 2012 году. Ведь для этого нужно подготовить законодательную базу, внести изменения в десятки законодательных актов, а это довольно сложно и долго.
Хорошо, если в 2013 году появится законопроект, который можно будет вынести на обсуждение, а отменят налоговый учет при таком раскладе не раньше 2014 года.
Павел Гагарин, председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы