В марте этого года ФНС России отменила действующие на тот момент правила работы комиссий по легализации налоговой базы, не введя при этом новых. Данный факт заставил оптимистов пуститься в рассуждения о возможности ликвидации этого «полузаконного пережитка прошлого» как такового. В свою очередь неисправимые скептики и просто трезвомыслящие граждане (что, в общем-то, одно и то же) ожидали какого-то подвоха. Дождались.
Своим письмом от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ ФНС России расширила полномочия комиссий по легализации налоговой базы. Теперь они, помимо прочего, займутся и страховыми взносами. Обновление порядка работы комиссий связано с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам с 1 января 2017 года.
В письме определена последовательность контрольных мероприятий по выявлению фактов отражения в отчетности недостоверных сведений, выплаты «теневой» зарплаты, несвоевременного перечисления НДФЛ и страховых взносов, а также по выявлению работодателей, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, либо не оформляющих трудовые отношения с работниками.
Судя по этой «методичке», работы у налоговиков будет невпроворот. Помимо собственно отбора кандидатов на комиссию и подготовки соответствующих материалов, им вменяется в обязанность проведение аналитических и контрольных мероприятий, направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения в нее изменений, погашению задолженности, а также постмониторинг деятельности «пропесоченных» компаний на предмет того, наметилась ли у них тенденция к улучшению или даже не думает намечаться. В последнем случае – заход «на второй круг», с новым вызовом на расширенную комиссию с привлечением (возможно) представителей МВД. А там до выездной проверки недалеко, а потом и до уголовного дела.
Согласно новому порядку, вызову на заседание комиссии подлежат следующие группы плательщиков.
Читайте также «Комиссия по легализации налоговой базы»
ИП на ОСН, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ
ИП на ОСН, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ. Показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 лист В декл. 3-НДФЛ).
ИП с налоговым вычетом 95%
ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода – в 3-НДФЛ анализируется отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности).
Компании, имеющие задолженность по НДФЛ
Компании, имеющие задолженность по НДФЛ, а также снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%. Таких будут отбирать путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в 6-НДФЛ с данными расчетов по взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ. Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных карточки расчетов с бюджетом ( КРСБ) в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по форме 6-НДФЛ и в расчетах по страховым взносам.
При отборе налогоплательщиков – налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.
Компании, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня
Компании, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Отбор осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.
Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
ИП c НДС равной нулю
ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в декларации 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие их вовсе. Отбор осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр. 010 – 050 р. 3, сумма стр. 020 р. 4 и графа 2 р. 7).
Из сформированного перечня отбираются предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.
Физические лица, не задекларировавшие полученные доходы
Физические лица, не задекларировавшие полученные доходы. Таких будут выявлять на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное). Из сформированного перечня отбираются физлица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.
Компании, имеющие задолженность по страховым взносам
Компании, имеющие задолженность по страховым взносам (далее – СВ) или снизившие их поступления относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников.
Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления исчисленных и уплаченных сумм за отчетный (расчетный) период, отраженных в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с поступлениями СВ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом».
Обратите внимание
Письмом от 21.03.2017 №ЕД-4-15/5183@ ФНС России отменила свое же письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 о работе комиссий по легализации налоговой базы – в части почти всех налогов. Новые задачи комиссиям поставили только сейчас. Общеизвестно, что люди, обреченные на вынужденный простой и стосковавшиеся по работе, склонны к трудовым подвигам. Подтвердится ли эта теория в очередной раз, скоро узнаем.
Отбору подлежат плательщики СВ, которыми снижено перечисление страховых взносов в данном отчетном периоде относительно аналогичного отчетного периода предыдущего года при постоянном количестве работников, на основании данных КРСБ в части уплаты страховых взносов. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам за соответствующий отчетный (расчетный) период, представленные в налоговые органы, за периоды начиная с 01.01.2017 года), расчеты по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный (расчетный) период, сведения о среднесписочной численности.
При отборе плательщиков взносов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор производится с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по данному плательщику.
Компании, снизившие численность работников
Компании, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Поиск таковых проводится путем сопоставления количества физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы за анализируемый отчетный (расчетный) период, отраженного в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с расчетами по налогу на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), данными о среднесписочной численности представленных за истекший год и за предыдущий год.
Отбор осуществляется при условии, что количество работников, с выплат которым начислены страховые взносы, значительно отличается в сторону уменьшения по сравнению с аналогичным отчетным (расчетным) периодом предыдущего года.
При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам, расчеты по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ), о среднесписочной численности.
Компании, c дополнительными тарифами по страховым взносам
Компании, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов и т.д. При отборе анализируется динамика снижения начислений по дополнительным тарифам с учетом вида деятельности, осуществляемого плательщиком, а также иная информация, имеющаяся в налоговом органе и полученная из внешних источников.
Авиакомпании и организации угольной промышленности
Речь идет об авиакомпаниях, а также о плательщиках, относящихся к организациям угольной промышленности. Не всех, разумеется, а лишь снизивших суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.
Отбору подлежат плательщики, перечень которых ежегодно до 1 февраля представляет Федеральное агентство воздушного транспорта, а также организации, осуществляющие деятельность по добыче угля и сланца (согласно данным ЕГРН о видах деятельности юридических лиц). Правда, только в том случае, если по сравнению с предыдущим отчетным периодом указанные плательщики за текущий отчетный период снизили начисления по тарифам на дополнительное социальное обеспечение в отношении выплат и иных вознаграждений работникам, указанным в Федеральном законе от 27.11. 2001 года № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федеральном законе от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
При отборе анализируются данные расчетов по страховым взносам за текущий и предыдущий отчетный период, данные из расчетов по форме 6-НДФЛ. Дополнительно при анализе РСВ за расчетный период проводится анализ справок по форме 2-НДФЛ и сведений о среднесписочной численности.
Читайте также «Налоговые комиссии займутся плательщиками взносов»
Методика отбора
При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятия налогового контроля. Анализ проводится на основании:
- информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
- информации, полученной в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса РФ – «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»;
- информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;
- сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;
- жалоб, заявлений юридических и физических лиц;
- информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
- информации, полученной из иных источников.
Составляющие «предкомиссионного алгоритма»: «сортировка» и изучение учетных данных и иных сведений; анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса); анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ; анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых; анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки и анализ финансовых потоков и конкретных сделок.
От побуждения к принуждению
Итак, кандидаты для вызова «на ковер» отобраны, но сам вызов налоговикам предписано осуществлять только после мероприятий, направленных на «побуждение руководства компании или ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности», выявлению причин «нестыковок» и их устранении.
С этой целью фигурантам предварительного списка направляются соответствующие письма по установленной форме. В нем отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе заседания комиссии. Всем адресатам должно быть предложено уточнить налоговые или «страховые» обязательства (в том числе сумму профессионального вычета), представить результаты специальной оценки условий труда (при исчислении страховых взносов по доптарифам), погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам и т.д. Также в информационном письме плательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Информписьмо предписано направлять заблаговременно – не позднее чем за 1 месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока, в случае непредставления уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), непогашения задолженности, непредставления аргументированных пояснений, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В общем, не захотели «по-хорошему», будет «по-плохому». Первое, как легко предположить, случается редко, так что поговорим о втором.
«На ковре»
Налоговики должны довести до всех членов межведомственной членов комиссии информацию о налогоплательщике: учетные данные, среднесписочную численность работников, суммы исчисленных (уплаченных) налоговых платежей, их динамику, причины, послужившие основанием для вызова на комиссию, а также досье налогоплательщика.
В свою очередь руководству компании или ИП предлагается представить пояснения по выявленным фактам. По итогам рассмотрения формулируются рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы (баз), базы для исчисления страховых взносов, а также принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам. Рекомендуемый срок выполнения «работы над ошибками» – 10 рабочих дней.
В частности, могут предложить представить уточненные декларации, а также расчеты по форме 6-НДФЛ и РСВ, а также перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом сумм пени и «принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах».
По результатам «профилактической беседы» составляется протокол, в котором фиксируются суть рекомендаций и срок для устранения нарушений (искажений).
С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.
А если не прийти?
Просто так вряд ли отстанут, так что лучше не конфликтовать понапрасну – силы еще пригодятся. Впрочем, в случае неявки по уважительной причине заседание может быть попросту отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
А вот результатом неявки без уважительной причины могут стать меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль». Диапазон штрафов: от 500 до 1 000 рублей для граждан и от 2 000 до 4 000 рублей – для должностных лиц. Причем санкции эти не спасут ни от повторного вызова – уже на межведомственную комиссию при администрации субъекта РФ, ни от выездной проверки.
Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»