Налоговые допмероприятия: новых нарушений не выявлять, по старым — доначислить

Автор: | 12.02.2021

Налоговые допмероприятия: новых нарушений не выявлять, по старым - доначислить

Проводя дополнительные мероприятия налогового контроля проверяющие порой проявляют недюжинный темперамент и необоснованно расширяют «радиус поиска». Однако арбитры убеждены, что при подобных мероприятиях «работают» с нарушениями, обнаруженными в ходе первичной ревизии, а вот новые огрехи уже не выявляют. Что касается дополнительных доначислений, то они, при определенных условиях, допустимы.

Пленум ВАС предписал судам исходить из того, что КД могут быть направлены на сбор дополнительных доказательств, касающихся уже обнаруженных в ходе проверки прегрешений, а никак не на выявление новых (п. 39 Постановления от 30.07.2013 № 57). Ранее на данном моменте акцентировал внимание и КС РФ: цель допмероприятий налогового контроля – уточнить обстоятельства, связанные с найденными ИФНС огрехами (п. 4.1 Постановления от 14.07.2005 № 9-П). Схожим образом высказывался и Верховный суд в пункте 16 Обзора № 4 (2016), утвержденного Президиумом этой инстанции 20.12.2016.

Окружные суды, естественно, взяли данную позицию на вооружение. Наглядный пример – Постановление АС Уральского округа от 22.09.2015 № Ф09-5057/15, где подчеркнуто: выявление новых нарушений в ходе КД противоречит положениям статей 87, 89, 100 и 101 Кодекса. Контролеры же, проводя такие мероприятия, нашли ряд допущенных фирмой промашек, не отраженных в акте проверки. В итоге решение инспекторов по данной ревизии арбитры признали незаконным.

При подобных обстоятельствах налоговики проигрывали не раз (см. также постановления АС Уральского округа от 15.06.2016 № Ф09-4134/16, АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2015 № Ф04-27598/2015, ФАС Московского округа от 03.07.2014 № Ф05-6464/2014 и др.).

Столь однозначная картина в итоге заставила капитулировать ФНС России. Чиновники согласились, что КД могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. Стало быть, ревизоры не вправе зафиксировать в дополнении к акту погрешности, ранее не отраженные в этом акте (письмо от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@). Тем не менее инспекторы на местах порой своевольничают, после чего закономерно терпят фиаско (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.10.2020 № Ф08-8328/2020).

Таким образом, если в дополнении к акту налоговой проверки всплывут какие-то новые правонарушения, оспаривайте их в возражениях. Если не поможет – смело идите в суд. Успех гарантирован.

Обратите внимание

Нередко компания (ИП) после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней подает уточненную налоговую декларацию. В подобной ситуации инспекторы исходя из объема и характера уточняемых сведений могут выбрать один из вариантов действий. Первый – провести допмероприятия по пункту 6 статьи 101 НК РФ. Второй – вынося решение без учета данных корректирующего отчета, назначить проведение повторной ВНП по уточнениям (п. 3 письма ФНС России от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@ и Постановление АС ВСО от 06.06.2017 № Ф02-1149/2017, оставленное в силе Определением ВС РФ от 25.09.2017 № 302-КГ17-12866). Проведение КД в рассмотренной ситуации является правом, а не обязанностью ревизоров. Это подчеркнуто в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.02.2018 № Ф08-11335/2017.

Могут ли после КД вырасти суммы доначислений?

По смыслу статей 101 и 101.4 Кодекса после вынесения окончательного решения руководитель инспекции (его зам) не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение налогоплательщика. Но это правило не распространяется на ситуацию, когда требуется исправить описки, опечатки и арифметические ошибки. В то же время чиновники вправе вносить в подобное решение коррективы или даже полностью его отменить, если это влечет улучшение положения фирмы (бизнесмена).

Приведенная позиция содержится в пункте 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. Она применима и в ситуации, когда нужно исправить описки, опечатки и арифметические ошибки, допущенные в акте проверки, – отмечает ФНС России в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@. Кроме того, есть вердикты, где увеличение доначислений (причем не из-за исправления упомянутых огрехов) по итогам допмероприятий признано правомерным, – развивают мысль чиновники. Весьма показательно Постановление АС Уральского округа от 23.04.2015 № Ф09-1929/15, поддержанное Определением ВС РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

По итогам КД инспекторы увеличили сумму доначислений. Причина в том, что компания с возражениями к акту представила бумаги, которые фискалы не имели возможности изучить в ходе выездной проверки. Важно, что эти документы относились к выявленным прегрешениям, отраженным в акте проверки. При исследовании данных бумаг вскрылось несоответствие в расчете налоговых обязательств, что привело к их корректировке. Компания считала, что после контрольных допмероприятий сумма налогов, пеней и штрафов, обозначенная в акте, увеличиться не может. Но судьи признали действия ревизоров правомерными. Ведь иначе фирма ушла бы от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения, что недопустимо.

Таким образом, доначисление по итогам КД возможно, если связано с ранее выявленными и отраженными в акте проверки нарушениями.


Читать оригинал