Одно из наиболее важных разъяснений «эпохального» и «долгожданного» письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ касается вопроса налоговой реконструкции. Это когда налогоплательщик, который использовал – вольно или невольно – схемы по уходу от налогов, доплачивает в бюджет столько, сколько заплатил бы добросовестный налогоплательщик при совершении таких же сделок. В таком случае налоговики применяют расчетный метод и выясняют, сколько налогов компания недоплатила в бюджет, и доначисляют налог не более этой суммы. Однако при раскрытии перед ФНС данных о реальной сделке нужно трезво оценивать последствия этого. Иначе «с реконструкцией» обойдется дороже, чем без нее.
Налоговые органы применяют реконструкцию редко, в большинстве случаев они считают налог не с прибыли, а с выручки без учета расходов и при этом отказывают в праве на налоговые вычеты. Теперь ФНС наконец определилась с подходом к реконструкции.
Обратите внимание
Основным мотивом сделки должна быть «деловая цель», напоминает ФНС.
В разъяснениях говорится:
Необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ.
Обратите внимание
«Доминирующий налоговый мотив», как это называет ФНС – это когда сделки не свойственны деловой практике и их нельзя объяснить с точки зрения предпринимательских рисков и получения выгоды. Например, к операциям с «доминирующим налоговым мотивом» налоговики относят присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования. А еще – решения, принятые не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.
Чтобы налогоплательщик мог претендовать на нее, ему необходимо раскрыть информацию о реальных исполнителях по сделке с документальным подтверждением. При этом такая информация должна быть раскрыта еще в ходе налоговой проверки.
Если налогоплательщик не проявил осмотрительность, но все же понес реальные затраты по сделке, а расходы и вычеты могут быть рассчитаны по документам реального исполнителя по сделке, то тогда налоговая реконструкция возможна.
Важно
При обращении к этому механизму предпринимателям стоит взвешивать риски. В некоторых случаях раскрытие реальных участников сделки может вызвать больше издержек, чем доначисление максимальной суммы налога. Со ссылкой на статью 54.1 Налогового кодекса ФНС России поясняет, что для проведения реконструкции по сомнительной сделке плательщик должен не только доказать ее реальность, но и раскрыть детали подлинных соглашений. Обязательно назвать настоящих исполнителей, если сделка заключена через «техническую» фирму-однодневку. Если налогоплательщик не предоставит всех документов с необходимыми сведениями, он не вправе претендовать на налоговую реконструкцию. В таком случае доначисление налога будет максимальным, без учета реальных затрат компании.
Но если фиктивный контрагент отказывается раскрывать свои внутренние документы и реального исполнителя по сделке, добиться налоговой реконструкции будет почти невозможно. Ведь у налогоплательщика нет правовых инструментов для того, чтобы добыть эту информацию. Это могут сделать налоговики, но они не заинтересованы в том, чтобы провести реконструкцию.
Если же налогоплательщик не проявил осмотрительности, то он получит право на учет затрат и вычет НДС в любом случае – на основании как имеющейся у налоговых органов, так и полученной при содействии налогоплательщика информации.
Обратите внимание
При этом ФНС предостерегает инспекции от формального подхода. Нельзя наказывать плательщика, если он не мог знать, что имеет дело с «технической» компанией или если нет свидетельств, что проверяемая компания стремилась уменьшить налогооблагаемую базу. Сам факт того, что вместо указанного в договоре контрагента работы выполнило другое лицо, не дает оснований для доначисления налога. Умысел со стороны проверяемой компании можно доказать, например, если она вела переговоры с реальным исполнителем, согласовывала взаимные гарантии и условия выполнения работ.
Эффективным способом защиты для налогоплательщика в таком случае может стать проведение экспертизы, которая поможет определить размер налоговых обязательств. Штраф «за неосмотрительное поведение» при выборе контрагента составит 20%, и у налогоплательщика остается право апеллировать к мерам, снижающим размер ответственности. А в том случае, если налогоплательщик не участвовал в налоговой схеме, действовал в рамках стандарта осмотрительного поведения и не должен был знать о техническом характере исполнителя, ему не производится доначисление налогов и его не привлекают к ответственности, объясняет эксперт.
Обратите внимание
Главное – ущерб… ФНС уточняет, что статья 54.1 НК РФ применяется только в тех случаях, когда есть ущерб бюджету. Это очень важное разъяснение, которое очень часто не принимается во внимание. Так, налоговики отказывают в вычетах по внутригрупповым услугам, когда обе компании являются добросовестными налогоплательщиками, но одна из них учитывает доход, а другая – расход. По логике ФНС, таких случаев быть не должно.
Но налогоплательщик на момент совершения сделки может не знать о том, что она попадет под подозрения со стороны налогового органа, и не обладать информацией о реальных исполнителях. К тому же многие товары, например, для госсектора, ввозятся не напрямую, чтобы обойти санкции. Речь идет о товарах двойного назначения, которые ввозятся в Россию через другие фирмы. В таком случае плательщик также не захочет раскрывать происхождение товара. В целом применять этот механизм на практике будет сложно. При этом фактически получается, что плательщик должен сам предоставить расчет вместо того, чтобы это делала налоговая.
Имейте ввиду
Часто налогоплательщики для получения выгоды прибегают к дроблению бизнеса. Одна из компаний холдинга может использовать, например, специальные налоговые режимы, которые упрощают уплату налогов или уменьшают их размер. Налоговые органы должны оценивать, ведут ли налогоплательщики из одной группы самостоятельную предпринимательскую рисковую деятельность с использованием собственных работников и производственных ресурсов. Также важный критерий – кто принимает решения в компании. Если это происходит централизованно, из головной компании, это станет поводом применить статью 54.1 НК РФ. Группу компаний накажут и в том случае, если ее участники осуществляют «хотя и разные, но неразрывно связанные между собой направления деятельности», которые составляют единый производственный процесс, направленный на получение общего результата. Позиция ФНС, по мнению юристов, оставляет вопросы. Например, в 2020 году в рамках налогового маневра были расширены льготы для IT-компаний, но для того, чтобы их получить, нужно, чтобы компания получала 90% от своих доходов именно от разработки IT-решений. Действия налогоплательщиков, которые решили обособить этот вид деятельности от других именно для получения льгот, все еще могут быть истолкованы как дробление бизнеса.
Во-вторых, при раскрытии перед ФНС данных о реальной сделке нужно трезво оценивать последствия этого. В частности, налогоплательщик должен соотнести режимы налогообложения (свой и реального исполнителя), учесть групповые риски, оценить надежность иных сделок с реальным исполнителем, экономическую выгоду, которую он получил от такой сделки, и т. д. Иными словами, механизм налоговой реконструкции будет полезен плательщикам, которые знают, что работают с «техническими» контрагентами. Можно предположить, что недобросовестные налогоплательщики будут обращаться к ним, понимая, что могут избежать максимального доначисления раскрытием информации.
P. S.
Пока, похоже, налоговики из ИФНС и сами не могут разобраться в комментируемом письме по статье 54.1 НК РФ.
Вот рассказ налогового юриста:
Вести с фронта. Сегодня в отделе предпроверочного анализа предлагаю Руководителю отдела ППА совместно проанализировать контрагента и наши сделки с ним на предмет соответствия критериям, изложенным в Письме ФНС по ст. 54.1 НК РФ. Вооружилась текстом Письма. Давайте, говорю, для начала обсудим наличие у нашего контрагента признаков технической компании, описанных в п. 15 Письма, а также реальность поставок. „Давайте“, — соглашается Руководитель отдела ППА, достает блеклую, видно, что неоднократно отксерокопированную схему. На схеме много заметок от руки. Смотрю, схема визуально знакома, а в правом верхнем углу значок известной юридической компании. Говорю: „Очень приятно, что Вы пользуетесь информацией, подготовленный с другой стороны баррикад. А это ничего? ФНС разрешает?“ Отвечает: „Ну надо же как-то понимать Письмо ФНС. Пользуемся всеми доступными источниками“. Так что, не зря налоговые юристы работают — облегчают жизнь правоприменителям.
Справочно
Налоговые органы в последнее время проявляют повышенный интерес к так называемой налоговой оговорке – договорному механизму взыскания с контрагента убытков из-за налоговых доначислений. Согласно письму, добросовестный налогоплательщик может взыскать налоговые убытки по сделке с контрагентом, из-за которого он эти убытки понес. Например, если контрагент ввел его в заблуждение, что мог исполнить сделку самостоятельно, хотя на самом деле не мог.
Эпизод, приведенный другим экспертом: «Сегодня на рассмотрении возражений на акт выездной налоговой проверки инспекция, которая в процессе проверки вела себя весьма агрессивно, выразила готовность идти навстречу и предложила быть пионерами в деле реконструкции. Правда, предположили, что теперь ФНС все будет согласовывать года три, но в целом, чувствуется, что налоговые органы явно ошарашены, и практика меняется. Теперь даже там где не надо реконструировать, тоже хотят реконструировать. Как бы в другие крайности налоговики не ударились. Каждая реконструкция затянется на несколько лет. Хотя, хоть полезным делом будут заняты».