В отношении предпринимателей налоговики проводят как камеральную, так и выездную проверки. Каких-либо отдельных правил, которые бы отличали процедуру их проведения у коммерсантов и организаций, не установлено. Но все же некоторые особенности существуют. Ведь бизнесмены могут запросто вести бизнес не в офисе, а, что называется, не выходя из дома.
Индивидуальным предпринимателем признается физлицо, которое зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Предприниматели подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства.
Бизнесмен может вести деятельность как арендуя различные помещения (офис, склад и т. д.), так и не пользоваться специальной площадью и работать на дому.
Инспекция имеет право проводить у предпринимателя камеральные и выездные проверки.
Камеральная проверка проводится по общим правилам, установленным налоговым законодательством. Представленные декларации и документы проверяются в месте нахождения инспекции. Также инспекторы могут истребовать документацию и сведения у третьих лиц, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, привлекать к участию специалистов и переводчиков, производить выемку документов.
Данный документ должен быть полностью заполнен, то есть в нем указывается, у какого лица производится выемка, где и на каких основаниях производится изъятие и перечень изымаемых бумаг.
Хотя проведение проверочных мероприятий регламентировано положениями налогового законодательства, выездная проверка коммерсанта имеет свои особенности. Рассмотрим их подробно.
Выездная проверка
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса выездная проверка проводится на территории (в помещении) плательщика на основании решения руководителя налоговой или его заместителя. Соответственно единственным основанием для проведения проверки на территории налоговой является отсутствие у предпринимателя возможности предоставить помещение для проведения данных мероприятий. Во всех остальных случаях коммерсанту придется принимать «гостей».
Выездная проверка проводится на основании решения руководителя налоговой (его заместителя). Решение оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 (далее – приказ ФНС России № САЭ-3-06/892), и должно содержать:
- полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество плательщика;
- предмет исследования (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налоговой, которым поручается проведение проверки.
В письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853 указано, что в Налоговом кодексе не содержится норм, которые обязывают налоговиков заблаговременно информировать предпринимателя о назначении и проведении у него предстоящей выездной проверки. Таким образом, если проверяющие нагрянули внезапно, но у них на ру ка х есть решение, помешат ь им нельзя. Также ФНС России в письме от 22 октября 2007 г. № ШТ-6-03/809 разъясняет, что срок проведения данного мероприятия исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Ее форма утверждена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/ 338. По общему правилу проверка не может продолжаться более двух месяцев, но срок может быть продлен до четырех месяцев, а в крайних случаях – до шести.
Особые правила
Выемка документов при любой проверке может быть произведена только на основании мотивированного постановления должностного лица налоговой, которая осуществляет мероприятия по контролю (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-327). Форма данного постановления утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
Налоговая может как приостановить, так и возобновить проведение выездной проверки. Данные действия оформляются решением руководителя (заместителя) налоговой по формам, которые утверждены в приложениях № 1, № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/338. Основанием для приостановления может послужить необходимость истребования документов, получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода документации на русский язык.
При выездной проверке налоговики имеют право рассматривать только период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
После появления проверяющих следует внимательно ознакомиться с решением и проверить соответствие указанных в нем должностных лиц фактическому составу проверочной комиссии. В случае несовпадения данных предприниматель имеет право отказать в доступе в офис или иные производственные помещения лицам, которые не указаны в решении. Если же такие инспекторы были допущены на территорию, то следует проследить, чтобы акт по результатам проверки (форма утв. в приложении № 4 к приказу ФНС России № САЭ-3-06/892) был подписан именно указанным в решении проверяющим. Это делается для того, чтобы впоследствии можно было доказать нарушения в порядке проведения проверки.
В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной проверке и вручается предпринимателю. Если он уклоняется от получения данного документа, то справка направляется заказным письмом по почте.
Также налоговая имеет право провести выездную проверку в отношении предпринимательской деятельности, которую ранее осуществляло физлицо, отказавшееся от статуса индивидуального предпринимателя.
Проверка бывшего ИП
В соответствии со статьей 22.3 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коммерсант, который решил прекратить осуществление предпринимательской деятельности, должен представить в налоговую следующие документы:
- заявление;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР индивидуальных сведений, при этом данные могут быть представлены по межведомственному запросу регистрирующего органа.
Как видно, процедура довольно легкая и по ее завершении статус предпринимателя утрачивается. Так почему же налоговики имеют право проводить выездную проверку в отношении предпринимательской деятельности, которая была прекращена?
Ситуация получается следующая: при утрате статуса бизнесмена физлицо не освобождается от налоговых обязательств, которые на него были наложены при осуществлении деятельности. Так, статья 44 Налогового кодекса указывает на то, что обязанность по уплате налогов и сборов для физлица прекращается только с уплатой в бюджет всех причитающихся сумм либо с его смертью (объявлением умершим).
Но даже и тут есть исключения: если человек умер и у него осталась задолженность по транспортному или земельному налогу, НДФЛ, то ее должны погасить наследники. Также Минфин России в письме от 6 апреля 2011 г. № 03-11-11/83 указал, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физ-лица сохраняется обязанность представления деклараций за тот период, в котором он вел бизнес. Таким образом, избежать выездной проверки бывшему коммерсанту не удастся.
При этом невозможно сослаться и на отсутствие документов по деятельности, которая прекратилась, так как налоговым законодательством на всех плательщиков наложена обязанность по хранению документации в течение четырех лет.
Итак, решение о выездной проверке в отношении физлица на основании пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса принимается по месту его жительства. Как говорилось выше, единственным основанием того, чтобы проверка была проведена по месту нахождения налоговой, является невозможность предоставить помещение. Но Минфин России в письме от 24 декабря 2012 г. № 03-02-08/109 указал, что на основании пункта 5 статьи 91 Налогового кодекса доступ должностных лиц инспекции, проводящих проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц не допускается. Поэтому выездная проверка может быть проведена в налоговой.
Это важно
Документы, которые запросила налоговая, должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования в виде заверенных копий. При отказе или непредставлении бумаг на предпринимателя налагается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Таким образом, инспекторы не могут провести осмотр жилых помещений проверяемого, а также другого имущества, которое там находится; произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях, даже если проверяемое физлицо не представило запрошенные документы в установленный срок.
Несмотря на то что доступа в жилье бывшего коммерсанта у налоговиков нет, они независимо от согласия проверяемого могут:
- запросить необходимые для проверки документы;
- провести осмотр имущества, которое находится в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым;
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях, если проверяемый не представил запрашиваемые документы в установленный срок;
- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
- привлечь специалистов и экспертов;
- истребовать у иных лиц документацию, которая касается деятельности проверяемого физлица.
В остальном выездная проверка бывшего индивидуального предпринимателя осуществляется по общеустановленным правилам.
Лазейки законодательства
Бизнесмен только в одном случае может избежать уплаты налогов, пеней и штрафов – это признание его банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но данное правило будет действовать только в части долгов, которые нельзя погасить из-за недостаточности имущества должника.
После завершения всех расчетов с кредиторами предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, которые были связаны с его деятельностью.
О.В. Мичугина, эксперт по правовым вопросам