Хотя, кто же спорит, и непросто… С одной стороны ответственность за незаконную блокировку счетов прямо предусмотрена законодательством. Однако проблема заключается в сложности доказывания наличия упущенной выгоды. Однако судьи в последнее время все чаще стали поворачиваться, что называется, лицом к налогоплательщикам – как небезызвестная сказочная избушка. Налоговики не то чтоб в панике, но насторожились.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд своим постановлением от 25.04.2019 № 17АП-3442/2019-АК удовлетворил иск екатеринбургской компании, которая потребовала взыскать с ФНС России убытки из-за незаконной блокировки расчетного счета на сумму свыше 70 000 рублей.
Коммерческая копейка бюджетный рубль бережет?
Итак, в конце 2017 года инспекция выявила у компании недоимку по страховым взносам в размере… 2 копеек. Компания в указанный в требовании налогового органа срок оплатила задолженность, но и тут ее преследовала неудача – бухгалтер ошиблась в КПП. А при уточнении платежа налоговики сами ошиблись в КБК. В результате недоимка осталась непогашенной. Из-за этого ИФНС в январе 2018 года приостановила операции на счетах организации. Спустя три месяца управление ФНС по Свердловской области признало это решение районной ИФНС незаконным. И здесь наступила новая фаза противостояния – в наступление пошли уже сами коммерсанты, через суд потребовав возместить им убытки от действий инспекторов (73,8 тыс. рублей).
Дело в том, что аккурат перед блокировкой компания заключила со Сбербанком договор об открытии вклада на сумму 77 млн рублей на срок семь дней под процентную ставку 5% годовых. Но банк отказал компании в размещении депозита из-за блокировки ее счета налоговиками.
Спасительная связь
При этом судьи обратили внимание на то, что блокировка была единственным основанием для отказа банком в открытии вклада (депозита). Таким образом была установлена пресловутая причинно-следственная связь — между незаконными действиями инспекции по приостановлению операций по банковским счетами убытками общества в виде неполученных процентов от размещения денежных средств под проценты.
Суды признали требования налогоплательщика законными и удовлетворили иск в полном объеме. Попытка налоговиков обвинить организацию в провоцировании банка на отказ в открытии депозита, провалилась. Суд принял во внимание то, что компания заключала подобные договоры с данным банком неоднократно и это была обычная хозяйственная практика для этого предприятия.
P.S. Случай редкий, но все же не единичный. Так, осенью минувшего года оренбурской компании удалось взыскать с ФНС почти два миллиона рублей убытков. Подробности – в постановлении АС Уральского округа от 19.10.2018 № Ф09-6763/2018.
Истцом в данном деле оказалась известная торговая сеть «Метро Кэш энд Керри». В период с 2 по 5 сентября 2016 года ее расчетный счет был заблокирован по решению ФНС: якобы налоговики не увидели сведений об уплате авансового платежа за полугодие 2016 года, что привело к автоматическому применению подобных обеспечительных мер.
Позже выяснилось, что проблема носила формальный характер, и нарушений в действиях компании не было. Счета разблокировали, но «Метро Кэш энд Керри» этого оказалось мало. Компания заявила, что в указанные дни пыталась разместить 882 млн рублей в банке HSBC и 67 миллионов — в Райффайзенбанке. Но из-за блокировки осуществить задуманное не удалось.
Суд, как и в вышеописанном случае, решил, что размещение депозитов являлось обычной хозяйственной деятельностью юрлица, поэтому заморозка счетов привела к реальным убыткам.