Может ли инспекция обязать организацию провести спецоценку условий труда

Автор: | 08.04.2014

Может ли инспекция обязать организацию провести спецоценку условий труда

Организация начисляет и уплачивает страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. С 2014 года при выборе тарифа необходимо исходить из специальной оценки условий труда на рабочем месте. Такую оценку на предприятии не проводили. Может ли трудовая инспекция обязать организацию срочно провести специальную оценку условий труда, чтобы использовать ее результаты в целях начисления дополнительных страховых взносов?

Мнение эксперта по бухгалтерскому учету и налогообложению

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. СОУТ позволяет судить о наличии фактических отклонений на рабочем месте от утвержденных гигиенических нормативов, а также о степени влияния на человека вредных и (или) опасных различных производственных факторов.

Результаты проведения СОУТ помимо использования их для определения дополнительного тарифа страховых взносов, еще применяются при расчете скидок или надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и пр.

Фактически специальная оценка условий труда заменила собой аттестацию рабочих мест по условиям труда, которая до сих пор проводилась в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

Дополнительные тарифы страховых взносов, исходя из класса «вредности», установлены в размере восьми процентов для опасного класса, и от двух до семи процентов – для вредного класса. По тем рабочим местам, где оценкой установлен допустимый или оптимальный класс, организация освобождается от дополнительных взносов.

Важно

До 31 декабря 2018 года установлен переходный период (Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ), в соответствии с которым предусмотрено, что если рабочее место аттестовано по ранее действующему порядку, то оценка сохранятся, и ее разрешено применять в целях определения страхового тарифа до окончания срока ее действия.

Однако об обязательном и всеобщем переходе на новые правила выбора тарифа речь не идет. До 31 декабря 2018 года установлен переходный период (Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ), в соответствии с которым предусмотрено, что если рабочее место аттестовано по ранее действующему порядку, то оценка сохранятся, и ее разрешено применять в целях определения страхового тарифа до окончания срока ее действия.

Таким образом, если на предприятии не проведена специальная оценка рабочих мест, рассчитывать дополнительные взносы надо по тарифам, указанным в части 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, т. е. шесть процентов или четыре процента соответственно.

Напомним, что данные тарифы распространяются на выплаты работникам, которые имеют право на досрочную пенсию.

Тарифы различаются в зависимости от «тяжести» работ. Для подземных работ, работ с вредными условиями труда и работ в горячих цехах тарифы установлены частью 1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ – ставка шесть процентов. Для остальных работ в тяжелых условиях (в отношении машинистов-трактористов в сельском хозяйстве, рабочих локомотивных бригад, женщин-текстильщиц с тяжелыми и вредными условиями труда и т. п.) тарифы указаны в части 2 статьи 58.3 – ставка четыре процента.

Более конкретные списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждены Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).

О недопустимости требования от работодателей проведения специальной оценки условий труда подтверждают разъяснения Минтруда, опубликованные на сайте www.rosmintrud.ru 7 марта. В частности, специалисты Минтруда подчеркнули, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения, которая должна быть утверждена соответствующим государственным органом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

И. Акиньшина, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Мнение юриста

Несмотря на то, что указанная выше Методика утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России, применять ее на практике нельзя.

Информация о ходе процедуры отражается на официальном сайте https://regulation.gov.ru.

По результатам оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта, порядок проведения которой обязателен в данном случае и определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318, некоторые акты, позволяющие реализовать закон о специальной оценке условий труда, получили отрицательное заключение.

В заключении Минэкономразвитие России уточнили, что в новых правилах оценки условий труда существует ряд рисков, связанных с ее реализацией, т. е. с применением на практике.

Методика еще «сырая» и в ближайшее время применяться не будет, даже если какая-либо организация примет решение о проведении оценки условий труда по новым правилам досрочно.

Так, Законом № 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. В то же время в Методике предусмотрено более 300 опасных веществ, а также вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что безусловно затруднит выявление «вредных» факторов. Поэтому дополнительно предложено определить перечень потенциально вредных факторов применительно к каждому рабочему месту или к аналогичным рабочим местам в зависимости от видов осуществляемой деятельности. Кроме того, рекомендуется определить источники опасности в зависимости от видов деятельности.

Помимо этого, заключение включает и такие предложения о доработке Методики, как регламентация пакета документов, который должны будут предоставлять проверяющим лицам сотрудники компании. Список таких документов должен быть четко определен с учетом опасности в зависимости от вида деятельности.

Кроме недоработанных процессуальных мероприятий, закрепленных в Методике, отмечаются и недочеты при использовании гигиенических норм. Например, Методикой устанавливается допустимый норматив уровня шума 80 дБ(А). В то время как зарубежный опыт свидетельствует о применении норматива 85, 90, 95 дБ(А). К тому же, отмечается, что основное количество оборудования, закупаемое для предприятий химической, угольной промышленности, имеют звукоизоляцию 85 дБ(А).

Все это свидетельствует о том, что Методика еще «сырая» и в ближайшее время применяться не будет, даже если какая-либо организация примет решение о проведении оценки условий труда по новым правилам досрочно.

И. Шилов, консультант по правовым и налоговым вопросам

Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

Узнайте больше >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Когда можно обойтись без спецоценки условий труда?

Правила применения дополнительных страховых взносов в 2014

Начисление стажа для досрочной пенсии


Читать оригинал