Мастерство возражений против проверочного акта.

Автор:
Фото: img.freepik.com


В завершении проверок ревизоры составляют акт проверки налоговой инспекции. Компания получив этот документ, может высказать несогласие с заключениями, представленными в акте. Как это сделать верно? Об искусстве составления возражений «Расчету» рассказала Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».

Расчетливая подписка

Оформите подписку на журналы, базы данных и премиальные пакеты по сниженным ценам с подарками.
Подписаться выгодно


Обjections — это реакция предпринимателей на акт налоговой проверки от ревизоров. Предприниматели могут подать возражения как после камеральной, так и после завершения выездной проверки. По сути этот документ представляет собой описание фактов взаимоотношений с контрагентами с точки зрения бизнеса.


Как правило, возражения – документ, в котором организация излагает своё несогласие с выводами акта. Компания озвучивает свою позицию, опираясь на документально подтверждённые факты или процессуальный порядок, учитывая ход ситуации во время проверки и характер контрольного мероприятия.


Документальное опровержение выводов проверяющих может оказаться более действенным. Ссылаясь на документы, подтверждающие данные факты, компания сможет показать контролерам, что сомнительные операции имели место, но являлись обычным явлением.


Для составления аргументов целесообразно применять два подхода.

При необходимости дополнить


Компания имеет месяц после получения акта налоговой проверки для подготовки возражений. Законодательство не препятствует дополнению документа и по истечении этого срока. Если предприятию не удалось собрать все бумаги, в возражении следует указать на желание продлить срок подачи документов. В сообщении инспекторам необходимо указать ожидание получения дополнительных документов, которые будут предоставлены позднее.


Чтобы обосновать подобную просьбу, можно пояснить, что документы были запрошены у сторонних лиц и требуется время на получение ответа. Налогоплательщик может обратиться в соответствующие органы власти с заявлением о предоставлении разъяснений. Также организация имеет право получить консультацию у специалистов или экспертов, провести экспертизу.


Выполнение всех этих действий занимает время, и не всегда возможно предоставить документы, подтверждающие позицию компании, в установленный законом срок.


В соответствии с НК РФ, у ревизоров нет необходимости продлевать срок рассмотрения возражений, контролеры могут это сделать, но не обязаны.

Устно или письменно


Компания может отправить возражения письменно или устно. Налогоплательщик может отказаться от письменного обращения и явиться в налоговую инспекцию к назначенной дате для обсуждения результатов проверки, выражая свою позицию лично или через представителя.


Вероятно, налоговый орган в протоколе не будет фиксировать каждое произнесенное слово из-за того, что рассмотрение материалов проверки – не судебное заседание. Стенограмма этой встречи не ведется, и если рассмотрение займет много времени, то в протоколе будут указаны лишь некоторые высказывания.


Для возможности в дальнейшем ссылаться на возражения и факты, представленные предприятием в свою защиту, целесообразно зафиксировать их письменно. Необходимо учитывать, что при обращении организации в суд арбитражные суды могут отказать в принятии определенных доказательств, сославшись на то, что документы не были представлены ревизорам до судебного разбирательства.

«Сильные» документы


Предприятие использует разные виды документов при подготовке возражений: нейтральные не влияют на аргументацию, «сильные» помогают доказать позицию организации, «слабые» могут ослабить её. Лучше всего использовать документы, которые усиливают аргументацию.


Каждый аргумент возражения может казаться неважным по отдельности, но вместе взятые они приобретают значительный вес.

Опыт подготовки


Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», на примере проверки показала этапы подготовки компании к составлению возражений.


На предприятии завершилось контрольное мероприятие. Ревизоры доначислили организации НДС и налог на прибыль. Основание — сотрудничество с неблагонадежными контрагентами, пожалуй, одно из самых распространенных на сегодняшний день. Сегодня это наиболее сложная категория споров: компаниям, которых обвиняют в сотрудничестве с однодневками, будет крайне сложно собрать доказательства проявленной осмотрительности и победить в таком споре. Но попробовать можно!


Предприятие совершило оплошность: руководитель не проявил должной осмотрительности. Во время сотрудничества никаких подозрительных моментов не возникало, деловые партнеры выполняли взятые на себя обязательства. К началу проверки контрагенты прекратили деятельность. Этот факт послужил основанием для мнения ревизоров о фиктивности компании.


После получения акта налоговой проверки предприятие приступило к составлению возражений. Нужно было собрать доказательства выполнения работ и доказать, что надлежащая осмотрительность присутствовала, а деловые партнеры не вызывали подозрений.


В бизнес-досье на контрагентов, прикрепленном к возражениям, были включены выписки из баз данных по проверке компаний, сообщающие, что на момент заключения контрактов эти предприятия не вызывали подозрений, например, принимали участие в арбитражных спорах и госзакупках.


Следующим шагом стало собирание документов о квалификации сотрудников, отвечающих за качественное выполнение работ. В этом помогли бывшие контрагенты: представили аттестаты, сертификаты и другие бумаги, подтверждающие компетенции работников компаний. Затем предстояло собрать переписку с контрагентами.


Чем подробнее прикрепляется переписка к возражениям, тем выше вероятность успеха в налоговом органе. Документы по логистике включали договоры на поставку и доставку товаров, номера транспортных средств и списки сотрудников. Такая информация будет особенно важна, если такие услуги предоставлялись другими компаниями.