
Законодательство предусматривает возможность таможенной проверки даже для компаний, купивших товары на внутреннем рынке. Как защититься от таких проверок и что делать при их начале, рассказал Павел Приходько, юрист департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп.
Большинство участников внешнеэкономической деятельности считают, что после прохождения импортного товара через границу Таможенного Союза и учёта его в системе можно перестать заботиться о дальнейших действиях. Это заблуждение. ввозом товаров в Россию Покупая товары на внутреннем рынке, люди часто не знают о возможности проверки таможней, которая может привести к штрафам, пеням или аресту продукции.
Возникает логичный вопрос: какие причины этому положению дел и что законодательно позволяет таможенным службам оказывать давление на компании, якобы не имеющие связи с таможенным оформлением приобретённых в России товаров?
С 1 января 2018 года данное обстоятельство обрело чёткое определение. Таможенный кодекс ЕАЭС. Такая же норма применялась раньше в Таможенном кодексе Таможенного союза. Она позволяла таможенникам проводить проверки в течение трех лет после выпуска товаров в свободное обращение.
Добросовестность и штраф
Покупатели импортных товаров вторичного или третичного сорта несут ответственность за незаконный их ввоз наряду с теми, кто производил доставку.
Ответственность приобретателя контрабандных товаров зависит от обстоятельств дела. Важным фактором является наличие доказательств, подтверждающих знание или должную заботу о незаконности ввоза таких товаров.
В случае добросовестности покупателя и отсутствия веских доказательств нелегальности, инспекторы могут изъять спорный товар, предъявить требование об уплате таможенных пошлин и налогов без пени, а также потребовать проведение таможенного декларирования (ст. 168 ФЗ № 311).
Если таможенники выявят, что покупатель недобросовестный, имея на это подтверждения, покупатель обязан будет оплатить пошлины и налоги. Таможенный орган также имеет право взыскать пеню и недоимку за неуплату. Недобросовестному приобретателю грозит административная ответственность по статье 16.21 КоАП РФ.
Юридическим лицам за контрабанду товаров грозит наказание в виде штрафа от пятидесяти до двухсот процентов от стоимости запрещённых к ввозу товаров, а также изъятие этих грузов.
Факты нелегального ввоза обычно обнаруживаются во время таможенных проверок. Как и налоговое законодательство, таможенные ревизии бывают камеральными и выездными. Камеральные проводятся без посещения проверяемого лица по месту его нахождения и сводятся к анализу имеющихся данных. из деклараций Проводится камеральных проверок неограниченное количество раз без составления решений об их проведении.
Инспекторы выездной таможенной проверки выполняют её в месте пребывания компании или индивидуального предпринимателя либо там, где эта деятельность осуществляется.
Выездная проверка обычно происходит по результатам работы аналитических отделов таможенных органов или по информации от других государственных органов (например, ФНС), иностранных государственных структур, банков и открытых источников, полученной после камеральной проверки,
Виды проверок
В таможенном законе различают две категории выездных проверок: плановые и внеплановые. Плановые проверки проводят таможенные сотрудники на основе квартальных профилактических планов, которые утверждает Федеральная таможенная служба России.
Таможенный закон не определяет точные основания и критерии, по которым компания попадает в проверочный план.
Законодатель указал источники информации, по которым декларанты попадают в список проверок. Таможенники обращают внимание на итоги таможенного контроля во время декларирования и после выпуска товаров, используют собственные информационные базы (например, КПС «Постконтроль», «Мониторинг-Анализ»), оценивают результаты ранее проведенных ревизий. Также таможенные органы используют информацию из банков, СМИ, таможенных органов государств – членов ЕЭС, а также итоги предыдущих проверок.
Необходимо обратить внимание на установление порядка проведения проверочных действий.
Трудовым кодексом Евразийского экономического союза допускается проведение плановых выездных таможенных проверок не чаще раза в год для одной и той же компании. Для уполномоченных экономических операторов этот срок увеличен – не чаще одного раза в три года.
В ходе плановых выездных проверок таможня обязана известить декларанта о проведении ревизии заказным письмом с уведомлением. Проверка может начаться только через 15 дней после получения такого уведомления компанией. Для внеплановых выездных таможенных проверок нет ограничений по периодичности проведения.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза указывает на то, что внеплановые проверки могут проводиться по результатам собственных данных таможни, информации от других государственных органов о возможных нарушениях таможенного законодательства и запросам таможен и правоохранительных органов государств – членов ЕЭС.
Поводом для незапланированного контроля может стать требование провести противопоставление на месте у таможни.
Выездная и встречная
Право таможенников проводить встречные выездные таможенные проверки заслуживает особого внимания. Этот институт был заимствован из области налоговых правоотношений. Как правило, необходимость в проведении подобных проверок возникает при проверке информации и сведений у контрагентов, связанных операциями по товарам, на которые проводится выездная (основная) проверка.
Возвращаясь к порядку проведения выездной проверкиСтоит отметить, что её проведение занимает два месяца. Тем не менее таможня может продлить срок на месяц. При необходимости проведения встречной проверки, экспертизы или направления запросов в таможенные службы государств – членов ЕЭС выездная проверка может быть приостановлена до девяти месяцев.
Начало выездной проверки относится к дню передачи представителю компании решения о проведении ревизии. Выездная таможенная проверка завершается составлением акта.
Права и обязанности
В случае визита инспектора из таможни следует сохранять спокойствие и следовать правилам таможенного законодательства. Не стоит препятствовать доступу в помещение, так как Таможенный кодекс Евразийского экономического союза обязывает проверяемых обеспечивать доступ инспекторов. Проверки часто проводятся с участием СОБРа таможни, имеющего право останавливать сопротивление и открывать запертые помещения.
Во время выездной проверки таможенные инспекторы могут запросить у проверяемых товары-сопроводительные документы и бухгалтерские отчёты.
Кроме того, у таможенников есть право запрашивать предоставление товаров, которые проходят проверку, а также брать образцы. изымать документы В том числе захватывать товары, пломбировать помещения и склады, иметь доступ к базам данных предприятий.
При проверке компания должна обеспечивать доступ инспекторов к своим объектам и предоставлять им рабочее место. Однако фирма имеет право отказать инспекторам в проведении проверки, если последние не предъявили решение о выездной таможенной проверке, не показали служебные удостоверения или фамилии, имена и отчества инспекторов не указаны в решении о контрольном мероприятии.
В ходе проверки декларанту полагается получение информации о порядке проведения ревизионной процедуры, возможность присутствия при проверке, а также право обжалования решений и действий таможенных служащих.
В заключение следует признать, что таможенные проверки, хотя и строгие, играют важную и эффективную роль в контроле за товарами после вывоза.
Развитие нормативного регулирования института таможенных проверок – ключевое условие внедрения постконтроля, способствующее ускоренному и упрощенному декларированию товаров. Добросовестные участники внешнеэкономической деятельности, проявляющие осмотрительность при выборе контрагентов, не должны беспокоиться. Незаконные действия таможни подлежат обжалованию в судебном или административном порядке.
4 полезных совета
Сохраняйте таможенные декларации и документы, сопровождающие товары, три года со дня выдачи товара.
В ходе камеральной проверки таможня требует от вас предоставления документов и информации.
Внимательно изучайте документы и требуйте от партнеров выписки из деклараций товаров. Также уточняйте данные об отправке продукции на сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Компании с условно выпущенными товарами, товарами, ввезенными со льготами и преференциями, а также подавшими заявку на статус УЭО следует заранее готовиться к таможенным проверкам.