Кто мешает бизнесу?

Автор: | 25.11.2011

Кто мешает бизнесу?

Ведение бизнеса сопряжено с многочисленными трудностями и хлопотами. Но на что особенно жалуются предприниматели и бухгалтеры? Оказывается, на всевозможные проверки со стороны налоговых инспекций, о чем свидетельствует опрос, проведенный ВЦИОМ.

Когда открывается новая компания, то первое время, как правило, проверки обходят ее стороной. Но как только бизнес набирает обороты, начинаются всевозможные визиты госчиновников – фирму осаждают налоговые, пожарные, трудовые инспекции. Уходят одни, приходят другие, и кажется, что конца этому не будет. При ведении бизнеса редко все бывает идеально, так что при желании всегда можно к чему-то придраться. Итак, какие же жалобы в основном поступали от бизнесменов? Этим вопросом и задался Всероссийский центр изучения общественного мнения, который провел опрос по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей осенью 2009 года. Однако данные его были обнародованы совсем недавно – в середине июля этого года. Что же получилось?

Были опрошены 1200 владельцев частных компаний и топ-менеджеры, которые признались, что основные претензии имеются у них сотрудникам налоговой инспекции – действия этой госструктуры осложняли работу 65 процентам бизнесменов. На втором месте расположилась Государственная противопожарная служба – ею были недовольны 50 процентов респондентов. Местная администрация мешала 42 процентам опрошенных, Ростехнадзор – 41 проценту, лицензирующий орган – 38 процентам, региональная администрация – 31 проценту. Чуть меньше мешает МВД – всего 24 процентам опрошенных, а Общество по защите прав потребителей – и того меньше, всего в 22 процентах случаев.

Как всегда, лидируют налоговые инспекции. На что чаще всего жаловались респонденты ВЦИОМ? Самая распространенная жалоба – это требование инспекторов представить избыточное по сравнению с нормами закона количество документов. Часто, по мнению предпринимателей, проверки не соответствовали теме, выходили за ее рамки. К тому же многие инспекторы прямо намекали на то, что необходимо заплатить им, чтобы не иметь проблем в будущем.

Заплатить за вывеску

То, что налоговые инспекторы более всего досаждают проверками, довольно предсказуемый результат, впрочем, как и Госпожнадзор – частый гость в различных организациях. А вот цифра, которая характеризует, насколько велико вмешательство в бизнес-деятельность местной администрации, удивляет – 42 процента! По всему выходит, местные органы власти только и делают, что чинят препятствия при открытии новых предприятий? Рассказывает Елена Королева, генеральный директор небольшого салона красоты из Подмосковья:

«Я и генеральный директор, и владелец салона-парикмахерской , и мне стоило большого труда его открыть! Вот уж не думала, что придется собирать такое количество бумаг, причем при проверке местной администрацией необходимого комплекта документов всякий раз выходило так, что каких-то бумаг все равно не хватает. Каждый раз это выяснялось «вдруг». То есть у меня на руках было все согласно списку, а потом оказывалось, что нужно приложить что-то еще. Дошло до того, что администрация просто запретила мне вешать вывеску на входе в салон, вернее, обещала «вот-вот» дать разрешение, но в итоге этот процесс затянулся на три месяца. А какой же салон без вывески? Знакомые мне прямо сказали: «Надо заплатить, чтобы наконец-то открыться, раз уж ты это затеяла и отступать не хочешь». Между прочим, за разрешение повесить вывеску просили почти шестьдесят тысяч рублей. В итоге сошлись на сорока. И от многих предпринимателей нашего города я слышу жалобы на администрацию».

Виноваты все

Попытаемся разобраться, что думают по этому поводу сами налоговые инспекторы. Комментирует Наталья Тюменева, инспектор одной из ИФНС города Москвы: 

«Возможно, я сужу пристрастно, но все равно считаю, что жалобы многих предпринимателей весьма субъективны. Допустим, часть из них сталкивалась с несанкционированными проверками, с требованиями сверх нормы и намеками на взятку – это действительно случается. Но я не верю, что подобное недовольство высказали аж 65 процентов опрошенных. Значит, были предпосылки к тому, чтобы их лишний раз навестила налоговая служба. Неточности в документах и декларациях, сокрытие доходов, жалобы, да мало ли что еще… Разумеется, если в какой-либо компании не все гладко, предприниматели не будут так уж рады многочисленным встречам с инспекторами, им бы спокойно и далее заниматься своими делами. Но не бывает так, чтобы все время виновата была только одна сторона».

С мнением коллеги согласна и Ирина Абросимова, инспектор на выездных проверках в Нижнем Новгороде:

«Мне кажется, что многим предпринимателям стоит взглянуть на себя со стороны. Они жалуются на бесконечные проверки, на взятки, которые, по их словам, берут все без исключения инспекторы, а сами продолжают их давать и предлагать. Так почему потом виноваты одни налоговики? Я против лишних придирок со стороны инспекторов, не сторонник надуманных проверок, хотя они случаются, да, однако не так часто, как это показал опрос. В большинстве случаев контролирующие структуры беспокоят по делу, но многие ли предприниматели сами готовы в этом признаться?»

Итак, статистика весьма неутешительная, однако есть надежда, что все рано или поздно изменится в лучшую сторону. Например, в апреле 2009 года Президентом РФ были подписаны поправки к закону «О защите прав юридических лиц при проведении государственного и муниципального контроля», которые вступили в силу с 1 мая 2009 года. Согласно новым поправкам плановые проверки малого и среднего бизнеса в России могут проводиться всего раз в три года, а внеплановые при этом должны быть согласованы с прокуратурой. Причем это относится ко всем инстанциям, которые так любят навещать бизнесменов. Возможно, благодаря этому закону статистика станет более оптимистичной.

Светлана Ивашенцева, эксперт журнала «Расчет»


Читать оригинал