Перечень государственных структур, имеющих право проверять коммерческие организации довольно обширен. Не стоит забывать, что к ним относятся и внебюджетные фонды, стоящие на защите конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальное страхование.
Виды проверок
Проверки, проводимые внебюджетными фондами, бывают двух видов: камеральные, иногда их называют «документальные», и выездные. Во время камеральной проверки обрабатываются документы, уже переданные в фонд (без выезда на фирму или к предпринимателю). Выездная проверка проводится на территории фирмы или предпринимателя.
Выездные проверки территориальные органы ПФР и ФСС проводят совместно на основе ежегодных планов-графиков.
Проводить проверки государственным внебюджетным фондам позволяют следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.№167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г.№255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Что проверяют
ПФР и его территориальные органы проверяют:
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
- правильность сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
ФСС не может проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Эта прерогатива принадлежит ПФР.
ФСС и его территориальные органы проверяют:
- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.
При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры из ПФР и ФСС проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.
По окончании проверки вам вручат или направят акт проверки, а затем решение по ней. В каждом случае закон дает на это пять дней. По акту проверки вы можете дать свои пояснения в устной или письменной форме. Фирма и предприниматель вправе участвовать в рассмотрении материалов проверок.
ПФР, ФСС вправе отменить либо изменить неправомерные решения своих территориальных органов.
Если у проверяющих возникнут сомнения в правильности уплаты страховых взносов, они могут вызвать вас для дачи пояснений. Такое может быть, если вы ранее подали не все документы либо в них обнаружены противоречия. Для этого контролеры направят в ваш адрес письменное уведомление. Форма уведомления о вызове утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н (форма 7). Чтобы избежать необоснованных требований проверяющих, следует помнить: хранить расчетные и платежные документы по страховым взносам нужно не менее шести лет.
Обратите внимание: в ПФР, ФСС должен явиться именно уполномоченный представитель фирмы или предпринимателя, а не ваши служащие и работники. Опрашивать их о выплачиваемой зарплате проверяющие не имеют права.
Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, ПФР, ФСС имеют полное право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате. Они сделают это на основании имеющейся у них информации о вас, а также данных об аналогичных фирмах и предпринимателях.
ПФР, ФСС не вправе привлекать полицию для участия в выездной проверке. Если это произошло, подайте жалобу в вышестоящую инстанцию или в суд.
Проверяющих следует ограничить в доступе к данным, ведь они могут содержать вашу служебную и коммерческую тайну. Исключение составляет информация о допущенных нарушениях.
Вся информация по проверке должна быть ограничена проверяющими в доступе, так как может содержать вашу служебную и коммерческую тайну. Исключение составляет информация о допущенных нарушениях.
Кого проверяют
В совместном письме ПФР (№ ТМ-30-24/13848) и ФСС (№ 02-03-08/13-2872) от 21 декабря 2010 года приведены критерии, на основании которых плательщиков страховых взносов отбирают на выездную проверку и включают в план-график. Вот эти критерии:
- наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев года в территориальные органы ПФР и ФСС;
- наличие у вас расходов, финансируемых за счет средств ФСС;
- несвоевременное представление индивидуальных сведений;
- наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами;
- применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
- по итогам проведения камеральных проверок сотрудники фондов выявили несоответствия в расчетах (в том числе при непредставлении пояснений с вашей стороны);
- наличие задолженности по страховым взноса свыше двух отчетных периодов подряд;
- отнесение к числу крупнейших плательщиков (это такие компании, которые имеют наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
- уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом (при неизменной численности);
- неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- ПФР и ФСС уже проводили у вас выездную проверку, но только одну в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
- ПФР и ФСС имеют в наличии информацию от налоговых органов об участии вашей фирмы в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
В плане-графике проверяющие отразят:
- наименование плательщика страховых взносов;
- регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР и ФСС РФ;
- идентификационный номер плательщика;
- код причины постановки на учет;
- месяц начала проверки;
- проверяемый период;
- основания (критерии) для включения плательщика в план-график (по номерам критериев с 1 по 12);
- ответственное подразделение территориального органа ПФР и ФСС РФ за проведение выездной проверки.