Камеральные и выездные налоговые проверки

Автор: | 21.11.2016

Камеральные и выездные налоговые проверки

Проверка ФНС является основным видом налогового контроля. Закон разрешает два вида ревизий: камеральная проверка (проводится без выезда на место и только по документам компании) и выездная (контролеры исследуют все документы фирмы, а также проводят допросы сотрудников).

Камеральная проверка всегда проходит после сдачи деклараций – такое право контролерам дает статья 88 Налогового кодекса. Инспекторы должны провести ее в течение трех месяцев
со дня сдачи организацией отчетной декларации. В ходе ревизии автоматизированная система связывает между собой показатели декларации и составляет протокол ошибок.
Если в отчетности обнаружены неточности, то у фирмы будут запрошены соответствующие пояснения. Если таковые будут получены, и они удовлетворят налоговиков, то проверка
для предприятия на этом будет завершена. Если же организация объяснений не представит
или они будут для инспекторов не убедительны, то согласно статье 100 Налогового кодекса будет составлен соответствующий акт.

Но наиболее эффективным способом выявления налоговых правонарушений, чреватых крупными доначислениями и штрафами, является выездная ревизия. В ходе такого мероприятия инспекторы проверяют, как фирма рассчитывает и оплачивает налоги.

На практике выездные проверки похожи на «абордаж» бизнеса, 99 процентов таких ревизий заканчиваются изъятием денег в форме доначислений, пеней и штрафов. Откуда такие «успешные» цифры? Перед тем, как выходить на ревизию к конкретному предпринимателю, налоговики проделывают в отношении него сложную аналитическую работу, и если, по их мнению, коммерсанту можно начислить крупную недоимку, то в этом случае на его предприятие высаживается «налоговый десант». Проверяя компанию, инспекторы будут фокусировать свое внимание на начислениях и платежах за три года, не считая текущего. Такие мероприятия проходят на территории организации, и в настоящее время длятся до полугода.

При отборе кандидатов на выездную проверку ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Именно такой преданализ определяет целесообразность ревизии и ее наиболее «денежно-результативное» направление. Информационная база, которую используют проверяющие, весьма обширна. Обычно организация не представляет себе тот масштаб данных, который собран на нее ревизорами. Статистика говорит, что в первую очередь в 2016 году инспекция искала кандидатов на выездную проверку среди компаний, которые:

  • игнорировали требования инспекции предоставить пояснения по НДС;
  • в ответ на любые запросы налоговиков компании сообщали, что это ошибка у контрагента;
  • сдавали много уточненных деклараций по НДС;
  • после корректировки НДС не уточнили свои декларации по прибыли.

Но спешим успокоить: не все перечисленные компании попадут под выездную проверку. Сегодня инспекторов в регионах интересуют налогоплательщики, с которых можно получить
не менее 5–10 млн рублей недоимки. В Москве ИФНС в основном интересуются предприятиями
с большими оборотами – от 500 млн рублей в год, доначисления в бюджет с которых могут составить 50 млн рублей и более.

Основные правила, которыми руководствуются контролеры, когда выходят на выездную проверку, установлены письмами ФНС от 17 июля 2013 года № АС-42/12837@ и от 25 июля 2013 года № АС-42/13622@. В этих документах содержится перечень анализируемых и оцениваемых данных, сделан акцент на информацию, которую нужно искать, а также указаны вопросы, на которые проверяющим следует обратить особое внимание. В частности, инспекторов будет интересовать выявление схем уклонения от уплаты налогов и наличия
у организаций взаимоотношений с фирмами-однодневками.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, по результатам выездных мероприятий инспекторы оформляют специальную справку, в документе будет указан предмет ревизии и сроки ее проведения. Стоит отметить, что составление справки – не формальность, ее наличие ставит точку в сборе информации об организации. После ее оформления инспекторы не смогут допрашивать сотрудников или требовать предоставить еще какие-либо документы. В течение двух месяцев после завершения проверки ревизоры должны обработать имеющуюся у них информацию и составить акт с указанием правонарушений, сумм доначислений и пеней
(ст. 100 НК РФ).


Читать оригинал