Как сокращение количества проверок повлияет на компании

Автор: | 22.05.2017

Как сокращение количества проверок повлияет на компании

На сегодняшний день в России существует порядка 200 видов проверок компаний. Правительство планирует сократить количество ревизий. Получится ли осуществить задуманное и как сокращение контрольных мероприятий повлияет на компании, «Расчет» спросил Елену Рыбникову, руководителя отдела контроля качества услуг и методологии компании «Интеркомп».

Законодательная инициатива о сокращении числа проверок компаний и ИП имеет большое количество положительных моментов. Уменьшение ревизий позволит вести бизнес, не расходуя рабочее время сотрудников и руководителей организаций на подготовку документации и разъяснений для контролеров. Не стоит забывать, что каждая проверка предполагает немалые трудозатраты как со стороны компаний и ИП, так и со стороны «ревизоров».

На сегодняшний день прийти в офис предприятия с ревизией может достаточно большое количество чиновников. Это ревизоры из налоговой службы, внебюджетных фондов, полицейские, пожарные, трудовые инспекторы и другие. Всего же проверить фирму могут порядка 30 ведомств. При этом поводов для проверок очень много – это налоговая декларация «к возмещению», длительное ведение бизнеса, задолженность перед внебюджетными фондами, проверки соблюдения СНиП и ГОСТ и т. д.

Читайте также «Новый подход к проверкам бизнеса: одна за две»

Что проверяют

Не думаю, что открою какой-то секрет, если скажу, что большинство фискальных проверок приводят к штрафам, пеням и доплатам. Ревизии увеличивают трату ресурсов и самой Службы, проведение контрольных мероприятий не позволяет налоговым органам подходить к проверке с точки зрения аудита компании, ревизоры в большей степени занимаются сборами дополнительных доходов в казну, не разбираясь в причинах совершаемых коммерсантами нарушений.

Обратите внимание

Распоряжение Правительства №559-р – это большой шаг к совершенствованию системы контроля бизнеса в России, но надо понимать, что, встав на этот путь, процесс реформирования системы будет достаточно длительным и не ранее, чем к 2020 году, станут заметны положительные результаты оптимизации законодательства.

Так, например, Роспотребнадзор проверяет соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, оценивает отделку помещений, микроклимат в офисе и освещение, то же самое проверяют исполнительные органы при специальной оценке условий труда. Также, согласно статье 88 НК РФ, при проведении проверки декларации, если в период ревизии компания подала уточненку, то камеральная проверка прекращается и начинается новая ревизия на основе представленной, уже новой декларации. Срок проведения камеральной проверки – от трех до шести месяцев. При подачи уточненки инспектор, согласно НК РФ, должен «выбросить в мусор» результаты своей работы и начать проверку заново, что нецелесообразно с точки зрения КПД инспектора.

Оптимизация законодательства

Совершенствование законодательной базы в части проверок позволит сократить количество дублирующих ревизий, рационально распределить нагрузку на сотрудников исполнительных органов, а следовательно, повысить эффективность самих проверок и снизить общую административную нагрузку на компании и индивидуальных предпринимателей. Тот факт, что существуют избыточные контрольно-надзорные функции, устаревшие на сегодняшний день обязательные требования, предъявляемые к бизнесу, законодатели понимают и стремятся их оптимизировать и совершенствовать законодательство.

Обратите внимание

«Правовая система, как правило, обязывает кон-трольно-надзорные органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов», – такие слова содержит Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 года №559-р.

Так, выходом из сложившейся ситуации будут создание единой базы данных по проверкам и их результатам, оптимизация планов ревизий, повышение уровня мониторинга состояния бизнеса в стране, что позволит свести к минимуму количество внеплановых контрольных мероприятий. Распоряжение Правительства № 559-р – это большой шаг к совершенствованию системы контроля бизнеса в России, но надо понимать, что, встав на этот путь, процесс реформирования системы будет достаточно длительным и не ранее, чем к 2020 году, станут заметны положительные результаты оптимизации законодательства.

Читайте также «Налоговая проверка ООО в первые три года»


Читать оригинал