Помимо выездных и камеральных проверок в арсенале инспекторов есть и еще одно мероприятие — налоговая комиссия.
что это такое? кого могут вызвать? как вести себя на заседании? на эти и другие вопросы ирина разумова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения дкпо группы компаний «ю-софт», советник государственной гражданской службы рф lll класса
Помимо выездных и камеральных проверок в арсенале инспекторов есть и еще одно мероприятие – налоговая комиссия.
что это такое? кого могут вызвать? как вести себя на заседании? на эти и другие вопросы ирина разумова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения дкпо группы компаний «ю-софт», советник государственной гражданской службы рф lll класса.
До недавнего времени порядок работы комиссий оставался загадкой как для компаний и коммерсантов, так и для самих ревизоров, однако 17 июля 2013 года фнс выпустила письмо № ас-4-2/12722, в котором подробно изложила порядок работы таких структур.
Загадочная процедура
До недавнего времени порядок работы комиссий оставался загадкой как для компаний и коммерсантов, так и для самих ревизоров, однако 17 июля 2013 года ФНС выпустила письмо № АС-4-2/12722, в котором подробно изложила порядок работы таких структур. Сразу обращаю ваше внимание, что, несмотря на широту предоставленных комиссиям полномочий, они в своей деятельности должны соблюдать предусмотренные статьей 102 НК РФ принципы о неразглашении налоговой тайны, а также Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Теперь у нас есть возможность узнать как формируются комиссии и что на них происходит.
Совместная комиссия
При необходимости в состав комиссии налоговых органов включаются представители исполнительной власти, ПФР, государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.
Расскажу, какие этапы включает в себя работа ревизоров по легализации налоговой базы. Сначала они отбирают компании, чью деятельность решили рассмотреть на заседаниях. Для этого анализируют информацию, имеющуюся в инспекции и в информационных ресурсах. Затем контролеры проводят так называемые аналитические и контрольные мероприятия. После этого фискалы направляют организациям письма, которые должны побудить их к самостоятельной оценке представленной отчетности и к внесению изменений в налоговую отчетность, к погашению задолженности по НДФЛ, к иным действиям. Далее фискалы готовят материалы для рассмотрения на комиссии. Потом уже проходит само заседание, мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
Если компания так и не примет никаких действий по устранению выявленных нарушений, ее деятельность могут повторно рассмотреть на комиссии или провести в отношении нее выездную проверку.
Кто в зоне риска?
В названном выше письме ФНС определила группы налогоплательщиков, которые входят «в зону риска». Это компании и коммерсанты: заявляющие убытки в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два периода, а также в этом году (в список включаются также фирмы, не отразившие в декларации убыток, но у которых расходы превысили сумму доходов); имеющие низкую нагрузку по налогу на прибыль, акцизам, по УСН, ЕСХН, НДФЛ (например, как указала ФНС, низкой для производственных предприятий понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для торговых – менее 1%), по НДС (когда отношение суммы налога, подлежащей вычету, к сумме исчисленного НДС составляет 89% и более).
Также в «черный список» могут попасть организации, имеющие задолженность по НДФЛ, либо у которых поступления от него в бюджет снизились более чем на 10%, либо выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня.
Инспекторы сопоставляют удержанные суммы налога, отраженные в форме 2-НДФЛ, с поступлениями в карточках «Расчеты с бюджетом». Дополнительно анализируются данные отчетности по пенсионным взносам.
Если ревизоры заподозрили компанию в выплате зарплаты ниже среднего уровня, они проверят показатели, содержащиеся в сведениях по форме 2-НДФЛ. Обратите внимание, эти данные для самоконтроля можно найти на сайте Росстата (https://www.gks.ru) в разделе «Официальная статистика», подраздел «Рынок труда, занятость и заработная плата».
Также информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников: официальных интернет-сайтов территориальных органов Росстата и управлений ФНС; сборников экономико-статистических материалов.
Вызов на комиссию грозит также индивидуальным предпринимателям, заявившим профессиональный вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода. В этом случае фискалы проанализируют показатели его деклараций по форме 3-НДФЛ.
Не избежать вызова на ковер: коммерсантам, отразившим в декларациях по НДС выручку от реализации, а в 3-НДФЛ – доход, равный нулю (либо которые вообще их не представят); физическим лицам, не задекларировавшим полученные средства.
И еще в список претендентов на вызов претендуют резиденты страны, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении ими дохода, подлежащего обложению на территории РФ, а также данные плательщики, в отношении которых имеется информация о получении ими дохода из обращений контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций.
И еще одна группа риска – компании в случае занижения налоговой базы, необоснованного применения льгот, ставок и пр. по другим налогам (например, по транспортному, земельному, налогам на имущество организаций или физических лиц), а также плательщики, заявляющие возмещение НДС.
Для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны и иные организации, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства. Произойдет это в том случае, если контролеры посчитают, что проведение проверки в компании будет малоэффективно.
Тотальный контроль
В отношении отобранных «претендентов» фискалы проводят анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятия налогового контроля. При чем, проверят в этом случае фискалы все налоги, независимо от оснований для включения компаний в выше указанные выше группы.
Отмечу, что по мнению ФНС, выплата заработной платы «в конвертах», наряду с другими теневыми схемами обналичивания, уменьшает базу как по НДФЛ, так и по иным налогам. Поэтому при поступлении информации о фактах выплаты неучтенных сумм, о неофициальном оформлении трудовых отношений и пр. Контролеры проанализируют работу компании комплексно. Если ревизоры установят низкий уровень налоговой нагрузки, они проводят анализ финансовых потоков организации на основании предварительно запрашиваемых в рамках статьи 86 НК РФ банковских выписок, составляют схему движения средств и ведения бизнеса, проводят анализ сделок, в том числе с целью выявления отрицательного влияния на нагрузку.
В случае появления у ревизоров подозрений, компании направляется информационное письмо по форме, рекомендованной в Приложении № 11 к вышеназванному письму. В нем должны быть отражены факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить чиновниками. В письме фискалы должны предложить организации: уточнить свои налоговые обязательства в порядке, установленном статьей 81 НК РФ, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить налог с реально полученных сотрудниками организации доходов, и др.; провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Отмечу, что ФНС рекомендует своим сотрудникам заблаговременно направлять информационные письма плательщикам – не позднее чем за один месяц до планируемой даты заседания. При этом Служба отводит 10 рабочих дней со дня получения такого послания на то, чтобы компания приняла решение о предоставлении уточненных налоговых деклараций, погасила задолженность, представила пояснения. В случае, если организация никак не отреагирует в течение этого периода, контролеры оформят уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Для рассмотрения на заседании комиссии формируется досье налогоплательщика. Должностному лицу (представителю) организации, либо индивидуальному предпринимателю или физическому лицу фискалы предложат представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям, а также уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные) для улучшения показателей работы и недопущения нарушений норм законодательства.
По итогам рассмотрения комиссией формулируются рекомендации по устранению нарушений, а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности. По результатам заседания составляется протокол. С информацией в нем налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. По его желанию может быть вручена копия протокола.
На заметку
Если ревизоры заподозрили компанию в выплате зарплаты ниже среднего уровня, они проверят показатели, содержащиеся в сведениях по форме 2-ндфл. обратите внимание, эти данные для самоконтроля можно найти на сайте росстата
В случае неявки
В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае компании повторно направляется уведомление. А вот если просто проигнорировать встречу с контролерами, то нарушителю будут грозить санкции по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Согласно норме, неповиновение законному распоряжению или требованию инспектора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.
Если не явиться на заседание или не прислушаться к рекомендациям чиновников, то компании может грозить одна из следующих мер: повторный вызов на комиссию; вызов на аналогичную комиссию, но уже в Управление ФНС по субъекту Российской Федерации; «приглашение» на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований); проведение предпроверочного анализа; подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.
Но это далеко не все последствия вызова на комиссию.
Стоит иметь в виду, что ревизоры результатам рассмотрения деятельности фирмы могут направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы, а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
Данные о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, фискальные органы ежеквартально направляют в органы местного самоуправления и ГИТ. В заключении отмечу, что после проведения комиссии работа ревизоров не заканчивается, они будут продолжать контролировать компанию на предмет исполнения ей данных рекомендаций. Если выяснится, что по результатам мониторинга положительных тенденций не выявлено и при этом должностными лицами не представлено обоснованных пояснений, весь пакет документов будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении компании в план выездных налоговых проверок.