Важно проверять и мониторить своих контрагентов, так как их недобросовестность и неплатежеспособность может привести к плачевным последствиям. Например, инспекторы могут «снять» расходы по сделке, если фирма не проявила должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Почему важно проявить должную осмотрительность?
Одна из самых важных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, — это наличие у организации проблемных контрагентов. То есть, таких контрагентов, которые являются либо фирмами-«однодневками», либо просто не платят налоги в бюджет.
Но ИФНС должна доказать, что при выборе контрагента фирма «действовала без должной осмотрительности».
Лучше заранее получить информацию о своих поставщиках, чем потом разбираться с контролерами. Проверять потенциального контрагента нужно еще до того, как вы подпишете с ним контракт. Имейте ввиду, что информация о поставщике необходима, прежде всего, вам самим, чтобы решить, стоит ли иметь с ним дело.
Проверка контрагента
Минимум, что вы должны проверить:
- участвует ли контрагент в судебных разбирательствах;
- включен ли руководитель в реестр дисквалифицированных лиц;
- финансовое положение компании на основе финансовой отчетности;
- наличие решений налогового органа о приостановлении действий по расчетным счетам.
Есть ли долги у контрагента или нет, можно легко проверить. Например, через такие официальные ресурсы, как:
- картотека арбитражных дел;
- сайт службы судебных приставов;
- «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС.
Кроме того, можно сделать запрос в ИФНС и получитьсведения о юрлицах, не представляющих налоговую отчетность более года и имеющих задолженность по уплате налогов.
Обратите внимание, что с каждым годом ФНС улучшает свои сервисы по проверке контрагента. Поэтому лучше себя обезопасить и собрать документы, чем «ходить» по судам.
Что свидетельствует о должной осмотрительности