С начала 2012 года компаниям следует очень внимательно отнестись к исчислению страховых взносов. Изменение тарифов провоцирует специалистов Пенсионного фонда контролировать правильность применения новых норм. Естественно, ревизоры не способны обойти все организации. В план проверок попадут те компании, деятельность которых вызовет сомнение у сотрудников ПФР. Попытаемся узнать, на какие критерии опираются специалисты фонда при включении фирмы в график контрольных мероприятий.
Зона риска
Специалисты ПФР формируют план выездных контрольных мероприятий на основе документов, которые имеет в своем распоряжении Пенсионный фонд. Перед тем, как включить компанию в график проверок на следующий год, сотрудники ведомства проводят следующие исследования:
- анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков их представления, уменьшение платежей при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, наличие значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, резкое изменение численности работающих в организации людей в течение расчетного периода);
- анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;
- анализ динамики поступления и задолженности по страховым взносам;
- анализ иной информации, полученной из внешних источников.
Если в процессе этой работы ревизоры сталкиваются с противоречиями, ошибками, механизмами расчета взносов, которые кажутся им подозрительными, сотрудники ПФР включают компанию в план проверок. Какие же нюансы кадровой политики организации контролеры считают признаком того, что в фирме имеется факт занижения страховых взносов. Специалисты обращают внимание на работу предприятия:
- Если налогоплательщик относится к категории крупнейших.
- Компания несвоевременно представляет индивидуальные сведения.
- Фирма осуществляет значительные выплаты сотрудникам, которые не облагаются страховыми взносами.
- Организация применяет пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим.
- Предприятие имеет несоответствие в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (а также не предоставляет пояснений).
- Юридическое лицо демонстрирует задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.
- Компания уменьшает сумму начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников.
- Организация неоднократно вносит изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
- По сведениям ФНС, предприятие замечено в применении схем минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Более всего ревизоры заинтересованы в выявлении схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Эти нарушения наносят самый большой урон бюджету. Также контролеры обращают внимание на применение фирмой пониженных тарифов. Поэтому следует заранее проверить и подготовить документы, которые подтверждают основания для применения льготных условий уплаты взносов. Контролеры относятся с недоверием к платежам, которые перечисляет фирма индивидуальным предпринимателям. В этом случае проверяющие будут искать доказательства выведения из штата сотрудников, чтобы не платить за них страховые взносы. Если подозрительные признаки у предприятия появляются в течение года, специалисты ПФР могут назначить внеплановую проверку, чтобы как можно быстрее пресечь нарушение закона.
Внезапный визит
Ревизоры могут появиться на пороге компании совершенно внезапно. ФЗ № 212 не содержит положений, обязывающих органы контроля над уплатой страховых взносов каким-либо образом заранее уведомлять плательщиков о планируемом контрольном мероприятии. В отличие от планов проверок других ведомств, ПФР держит свой график закрытым, поэтому познакомится с ним в сети не удастся. На каждый год ревизоры из внебюджетных фондов должны составлять графики проверок до 25 декабря предыдущего года. Однако нет документа, который бы обязывал ПФР размещать план в открытом доступе.
Ревизоры заинтересованы в раскрытии схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Поэтому любое несоответствие показателей в отчетности навлечет на компанию проверку.
В рамках выездного контрольного мероприятия ревизоры имеют право запрашивать документы, относящиеся к трехлетнему периоду деятельности предприятия, предшествующему календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Это общая норма. Однако есть нюанс, поскольку страховые взносы введены Законом № 212-ФЗ с 2010 года, контролеры не могут требовать документы за годы, предшествующие принятию этого документа. Представить бумаги нужно в течение 10 дней со дня вручения требования об их предъявлении. В ходе проверки сотрудникам ПФР должны быть представлены сведения об оплате труда, учредительные документы, а также расчеты страховых взносов по формам РСВ-1 ПФР. Перечень документов, которые могут запросить проверяющие, Законом № 212-ФЗ не ограничен. Единственное исключение, в части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ сказано: Пенсионному фонду РФ в ходе проверок запрещено требовать и получать у плательщиков страховых взносов сведения, составляющие коммерческую тайну. Однако, для того чтобы инспекторы действовали единообразно в рамках своих новых полномочий, ПФР разработал методические рекомендации по организации проведения выездных проверок. Приложение № 1 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов» содержит исчерпывающий список документов, которые имеют право запрашивать контролеры в ходе проверок.
Нередко начало проверки сотрудниками ПФР обусловлено указанием налоговой службы на определенные нарушения организации. Бухгалтеру следует знать, что несмотря на прямое участие ФНС в деле, запрашивать документы, относящиеся к налоговой отчетности, сотрудники ПФР не могут. Однако, прежде чем отказывать ревизорам в предоставлении бумаг, стоит предложить им решить ситуацию «мирным» путем. Сейчас у контролеров есть легкий способ получить сведения о компании, если они считают их наличие необходимым. Информация может быть запрошена сотрудниками ПФР напрямую у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом.
Что касается периодов и сроков проведения проверки, то в большинстве случаев контролеры присутствуют в организации неделю, после чего с документами переходят на свою территорию для написания акта проверки. По закону контрольное мероприятие должно проводиться не более двух месяцев, или месяца, если проверяют только обособленное подразделение.
Запрещенный прием
Не только ПФР может контролировать деятельность организации, но и сотрудники компании в праве проследить, соблюдают ли ревизоры закон во время проведения выездной проверки. Так плановые выездные проверки Пенсионный фонд и Фонд социального страхования обязаны проводить только вместе. «Одиночные» мероприятия незаконны. Однако внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться этими ведомствами независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106).
Перед началом проверки фонды выставляют решение о проведении мероприятия и требование о представлении документов. При этом, хоть проверка и проводится совместно, каждое из ведомств изучает только те расчеты, которые ему подконтрольны. То есть ревизоры должны представить руководителю организации два решения и два требования от сотрудников ФСС и ПФР соответственно. Формы этих документов утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н. Как и налоговики, инспекторы фонда не могут быть допущены на предприятие без удостоверения, а также если они не значатся в решении о проведении проверки.
Изымать бумаги или компьютерную технику контролеры фондов не вправе. В отличие от налоговиков, они не могут привлекать полицию, а также требовать документы у контрагентов страхователя. Проводить опросы работников (например, о суммах зарплаты) фондам тоже запрещено. По письменному уведомлению для дачи показаний может быть вызван только сам страхователь (если это индивидуальный предприниматель) или его официальный представитель (скажем, директор компании). Об этом говорится в пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ. Если ревизоры превысят свои полномочия, то результат проверки можно будет оспорить.
По общему правилу, ревизия должна проводиться на территории плательщика страховых взносов. Но если он не в состоянии предоставить для этого помещение, проверка может проводиться и по месту нахождения территориального отделения ПФР.
Расплата за ошибку
Чем может закончится проверка ПФР? Какие санкции за несоблюдение законодательства могут применить к компании сотрудники фонда? За непредставление в установленный срок расчета по отчислениям организации грозит штраф в размере 5 процентов от суммы взносов, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления документа, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). После 180 дней просрочки предоставления расчета, компании придется заплатить 10 процентов от суммы взносов за каждый следующий месяц, но не менее 1000 руб. (п. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ)
Непреднамеренное занижение базы для начисления взносов карается штрафом в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Если деяние совершено умышленно, штраф составит уже 40 процентов (п. 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). При этом не отменяется необходимость перечислить сокрытые от государства средства.
По итогам
В последний день выездной проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ревизии по форме 12-ПФР к приказу № 957п в двух экземплярах, один из которых вручается страхователю, а второй – приобщается к материалам контрольного мероприятия. В течение двух месяцев после этого ими подготавливается акт по форме 17-ПФР к приказу № 957п также в двух экземплярах. Требования к составлению данного документа приведены в Приложении № 28 к приказу № 957п. В случае отказа представителей компании подписать этот документ, в нем делается соответствующая запись. Акт должен быть вручен под расписку плательщику страховых взносов в течение 5 рабочих дней с момента подписания, и если страхователь всячески уклоняется от получения бумаги, она отправляется в компанию почтой. В этом случае документ будет считаться полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. Поэтому юристы не советуют скрываться от ревизоров. Если руководство компании считает результаты проверки неверными, представить свои возражения и документы, подтверждающие их обоснованность, можно в течение 15 дней с момента получения акта (п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Руководство ПФР не вправе уклониться от рассмотрения претензий, в противном случае компании не составит большого труда оспорить результаты контрольного мероприятия.
Юлия Мешкова, генеральный директор юридического бюро