В день, не предвещающий никаких проблем, бухгалтер компании вдруг обнаруживает заблокированные на расчетом счете деньги. В чьих интересах кредитная организация заморозила средства, сомнений быть не может. Деньги отправлены в бюджет государства по требованию ревизоров, усмотревших в документах компании фискальную недостачу. Дарья Курочкина, главный бухгалтер Acsour, рассказала «Расчету», как предупредить такую ситуацию и что можно сделать, если деньги списаны по ошибке контролеров.
В последнее время приходится все чаще слышать от коллег, работающих в бухгалтерии или финансовой службе, что время на обработку запросов от налоговиков в совершенно разных по масштабам и сферам деятельности компаниях существенно возросло.
Ответы на требования в рамках встречных проверок, дача пояснений об основании применения льгот или исключения из налогообложения тех или иных видов доходов всегда были частью рутинной работы бухгалтерии. Однако коллеги отмечают, что увеличилось количество требований об уплате налогов и пеней, природа которых зачастую непонятна, поэтому молчаливая и покорная оплата сумм по подобным запросам ревизоров неприемлема для добросовестных налогоплательщиков. Приходится вступать на путь долгих разбирательств и выяснений.
Незаметная ошибка
Разумеется, в первую очередь коммерсантам необходимо начать с себя – проверить, действительно ли они предоставили в инспекцию корректную декларацию или расчет, правильно ли проведен налоговый платеж и верны ли реквизиты. В пылу отчетной кампании немудрено, что бухгалтер мог непреднамеренно допустить расчетную ошибку, забыть указать нужную сумму в ячейке декларации, опоздать с перечислением налогов или взносов, ошибиться с бесконечным набором цифр в КБК или других обязательных реквизитах платежного поручения и т. п. Как говорится, со всеми бывает.
Также известны случаи, когда при выгрузке из бухгалтерской программы декларации или расчета и загрузке его в программу спецоператора для дальнейшей отправки в контролирующий орган часть данных терялась, не отображалась, и отчет, не проверенный перед отправкой в ФНС, уходил некорректным, а бухгалтер даже не подозревал, что сам предоставил неверные данные.
Стоит отметить, что много вопросов и, как следствие, ошибок возникает у бухгалтеров в переходные для компаний периоды. Речь о тех промежутках, когда фирма меняла юридический адрес, что часто приводит к переходу из одной налоговой инспекции в другую. Переход может произойти как в пределах одного региона, так и в разных субъектах РФ, если фирма открывала обособленные подразделения или меняла их адреса.
Список особых ситуаций может быть длинным, а итог один – бухгалтер находится в смятении при сдаче обязательного расчета. В какую инспекцию отправлять документы, а в какую уже не надо? Не придет ли из налоговой, к которой компания уже не относится, штраф за несдачу декларации? Какой ОКТМО указать, чтобы начисления, а за ними и платежи, корректно «сели» в налоговой? Казалось бы, на все эти вопросы могут дать ответы сами инспекторы, которые по долгу службы и букве закона обязаны предоставлять разъяснения по вопросам в сфере налогообложения. Напомню, что исходя из буквального толкования статьи 32 НК РФ можно сделать выводы, что налоговые органы разъясняют, какие взимаются налоги и сборы; какие действуют законы о налогах и сборах и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; как исчисляются и уплачиваются налоги и сборы (ставки, база, периоды, сроки уплаты, льготы); что включают права и обязанности налогоплательщиков; какие полномочия имеют ревизоры; как заполняются формы налоговой отчетности.
Но на практике вероятность оперативно получить комментарий инспекторов на вопрос по отчетности сводится к нулю, так как, если даже бухгалтеру улыбнулась удача и в инспекции сняли трубку, то далеко не факт, что будет получен однозначный ответ. Скорее всего, вы будете переадресованы к другому специалисту, и так далее, цепочка может быть длинной, а результативность общения в большей степени зависит от терпения и настойчивости представителя компании.
Обязательное списание?
Если ошибка все же произошла по вине налогоплательщика и суммы в требовании не подлежат оспариванию, то остается лишь произвести оплату в указанные в требовании сроки. Те, кто не хочет добровольно проводить эту операцию, по истечении предоставленного ревизорами периода получат блокировку данной суммы на своих счетах с последующим списанием по инкассо. Здесь есть неприятный нюанс, о котором стоит упомянуть: в течение времени от получения вашим банком решения из ФНС о блокировке суммы на счетах и до того дня, пока банк не получит подтверждения из налоговой, что блокировку можно снять (а будет это только после того, как списанная сумма дойдет до счетов госоргана), компания лишается возможности осуществлять депозитные операции (к примеру, размещение овернайтов).
В том случае, если налогоплательщику не удалось найти корни начисленных к уплате налогов и пеней, указанных в требовании, на своей стороне, необходимо незамедлительно штурмовать контактное лицо, которое, как правило, указано в конце требования. При условии, что удача на вашей стороне в этот день, вам удастся достучаться до нужного сотрудника и либо он укажет на ошибку, либо вы сумеете ему доказать, что начисления налогов и пеней к уплате не имеют отношения к организации. В первом случае необходимо следовать порядку действий, описанному выше. Во втором случае обязательно отправьте ответ в инспекцию, в котором закрепите информацию, полученную по телефону, и проконтролируйте сторнирование доначислений по вашей карточке расчетов с бюджетом, которое должно быть произведено до конца срока, установленного для оплаты по требованию.
Обратите внимание
Грамотно и структурированно оформленную жалобу можно подать в канцелярию ФНС, отправить почтой России или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Реакция будет довольно быстрой.
Представленная схема работы является идеальной в том случае, если требование предшествует инкассовому списанию сумм с расчетного счета налогоплательщика. По утверждениям коллег, имеют место случаи несоблюдения такого порядка. Конечно же, не стоит забывать, что компания может сама не отследить получение требования и, соответственно, оставить его без ответа и спровоцировать положенные по регламенту действия – выставление инкассо в адрес компании. Поэтому опять же необходимо проверить факт поступления требования от ФНС перед началом разбирательств на тему списания средств.
План действий
В случае обнаружения списания денег без основания или по ошибочному основанию компании следует обратиться в свой банк с просьбой предоставить документы, полученные от ФНС, на основании которых произошло списание, и предпринять попытку выяснить причину списаний в инспекции, если из полученных документов вы не поняли оснований или не согласны с ними. Если комментарии инспектора свелись к тому, что основания списывать суммы не было или операция произошла по ошибке, необходимо написать заявление на возврат средств, передать его по электронным каналам связи или через канцелярию в налоговую инспекцию. Обратите внимание: на рассмотрение заявления и принятие решения у ФНС есть 10 дней, по истечении которых ревизорами дается еще пять дней на информирование компании о принятом решении. Если оно в пользу возврата средств, то можно ожидать их поступления на расчетный счет в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления (ст. 78 НК РФ).
Если же ФНС не реагирует на ваши звонки, запросы и заявления о возврате средств, действенным методом является написание жалобы в Управление ФНС с описанием сути проблемы (ст. 139 НК РФ): невозможно связаться с инспектором необходимого отдела; невозможно получить комментарии по требованиям, решениям, блокировкам счетов, списаниям; невозможно получить акт сверки расчетов для корректного составления заявлений на возврат возможных переплат и т. д.
Грамотно и структурированно оформленную жалобу можно подать в канцелярию ФНС, отправить почтой России или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Реакция будет довольно быстрой.
Хочется верить, что «настройка налоговой системы», обещанная нам правительством, коснется и отладки взаимодействия налоговых структур и бизнеса, так как сэкономленное время на поиск и исправление ошибок в процедурах списания задолженностей пойдет лишь на пользу обеим сторонам!