
Некоторые предприятия и самозанятые получают от правоохранительных органов просьбы о предоставлении бумаг и сведений. Что делать в подобной ситуации? Стоит ли отдавать запрошенную документацию? Правомерны ли требования полицейских сотрудников? Попробуем разобраться вместе.
Согласно пункту 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), требования уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и другими лицами.
Важно помнить, что сотрудники полиции предъявляют не все требования. Законом признаются только те требования, которые соответствуют нормам закона.
Полицейские при подаче заявлений о предоставлении информации и документов должны мотивировать свои требования ссылками на соответствующие нормы права.
Статья 13 Закона «О полиции» содержит перечень прав сотрудников полиции.
Также деятельность сотрудников полиции определена Федеральным законом № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).
При отправке сотрудников правоохранительных органов запросов в качестве основания для предъявляемых требований применяются нормативные акты.
- 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
- 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
- Статья 7 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Рассмотрим подробнее и определим, достаточно ли это обоснование для законности требований.
1. Закон «О полиции»
Полиция, посылаюи запросы о предоставлении информации, ссылается на пункты 4 и 17 статьи 13 закона «О полиции».
Четвертый пункт пункта первой части статьи тринадцатой закона «О полиции».
Этот пункт касается расследований уголовных дел и проверок заявлений о преступлениях. Полицейские могут требовать. и получать от Правительственных и местных органов власти, общественных организаций, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), Дополнительно может понадобиться информация, в том числе личные данные людей.
Эта норма предоставляет сотрудникам полиции возможность получать от организаций любого типа собственности документы и их копии. Однако следует учитывать одно обстоятельство – . законность и обоснованность При запросе документов необходимо указать номер материала проверки или возбужденного уголовного дела, а также пояснить, почему запрашиваемые документы связаны с проведением данной проверки или уголовного дела.
Пункт семнадцатый пункта первый статьи тринадцатой части первой статьи закона «О полиции».
Согласно этому пункту, полицейские могут запросить у организаций материалы для проведения экспертиз. независимо от форм собственности Предлагается предоставить образцы и каталоги продукции, а также техническую и технологическую документацию. другие информационные материалыДля проведения экспертиз требуются материалы, но формулировка «другие информационные материалы» допускает слишком широкое толкование со стороны сотрудников полиции, что может привести к включению в понятие любых интересующих их предметов и документов. Экспертизы выполняются в рамках уголовных дел и производств по делам об административных правонарушениях.
Если в запросе цитируется норма права, необходимо указать конкретное уголовное дело с номером или дело об административном правонарушении. В противном случае можно не реагировать на запрос. Ссылки на эту норму при доследственной проверке по уголовному делу недопустимы и дают основание для отказа в предоставлении информации.
Федеральный закон Российской Федерации № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от двенадцатого августа тысяча девятьсот девяносто пятого года.
Полицейские при использовании Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах о предоставлении информации чаще всего приводят ссылки на статьи 6 и 7 этого закона.
Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечисляет оперативно-розыскные мероприятия, разрешенные сотрудникам полиции.
- Опрос.
- Наведение справок.
- Сбор образцов для сравнительного исследования.
- Проверочная закупка.
- Исследование предметов и документов.
- Наблюдение.
- Отождествление личности.
- Проверка помещений, построек, объектов и местностей, а также транспорта.
- Надзор за посылкой корреспонденции, телеграммами и другими сообщениями.
- Прослушивание телефонных переговоров.
- Извлечение данных из технических каналов связи.
- Оперативное внедрение.
- Контролируемая поставка.
- Оперативный эксперимент.
Мероприятие «наведение справок», описанное в пункте 2 упомянутой статьи, служит для получения именно справок. Понятия «справка» и «документация» не совпадают. Это мероприятие может быть открытым и предполагает согласие лица или организации, на которое оно направлено.
Оперативно-розыскное мероприятие по исследованию предметов и документов из пункта 5 данной статьи проводится только с материалами, которые уже изъяли сотрудники полиции в ходе предыдущих операций.
Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечисляет основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Наиболее распространенным основанием выступают сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, полученные органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, если отсутствуют достаточные данные для решения вопроса об возбуждении уголовного дела.
В случае проведения оперативно-розыскных действий, о основаниях сообщите вам, и вы сами решать будете участвовать в них или нет.
III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Часто сотрудники полиции в запросах «о предоставлении информации» указывают на ответственность по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений. Данная норма устанавливает ответственность для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».
Согласно устаревшему Закону «О милиции» сотрудникам милиции принадлежало право:
- Получать от граждан и должностных лиц разъяснения, сведения, справки, документы и их копии (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»).
- Доступ к информации у правоохранительных органов обеспечивается бесплатно со стороны государственных учреждений и частных лиц, кроме ситуаций, где законодательством определен особый порядок получения данных сведений (ч. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).
Согласно статье 23 Закона «О милиции», граждане и должностные лица обязаны были исполнять законные требования сотрудников милиции.
Закон «О милиции» (п. 30 ст. 11) предусматривал право у милиции получать информацию от организаций и граждан, но не возлагал аналогичную обязанность на организации. Генеральный директор, а также любой сотрудник компании как гражданин не обладал полномочиями предоставлять документацию по деятельности организации и мог отказаться давать объяснения согласно ст. 51 Конституции РФ.
Из-за этого ответственность за отсутствие предоставления информации и документов не подразумевалась для организаций и работников.
Невыполнение сотрудником полиции законных требований, определенных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции», влечет ответственность по статье 19.7 КоАП РФ. Часть 4 статьи 13 Закона «О полиции» гласит: «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения организациями и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Неисполнение указанных требований влечет за собой штраф: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.
Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года.
В заявках о предоставлении информации часто приводят Федеральный закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в качестве основания.
Закон не даёт полицейским право запрашивать у граждан и организаций информацию и документы. Закон также не обязывает граждан и организации предоставлять полицию информацию и документы.
Порой полицейские при обращении за информацией указывают статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а не весь закон.
Эта статья устанавливает права и обязанности организаций, работающих с деньгами или другими ценностями.
Организация обязана проверять клиентов, совершающих операции с деньгами или другими ценностями, на возможность легализации преступных доходов и участие в террористической и экстремистской деятельности. Проверки должны проводиться на всех этапах операций с деньгами или другими ценностями.
Росфинмониторинг — уполномоченный орган, которому организации, занимающиеся операциями с деньгами или имуществом, обязаны предоставлять информацию, определённую этим законом.
В соответствии с данным нормативным актом, предоставление сотрудникам полиции информации и документов гражданскими лицами и организациями не является обязательным.
V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)
В некоторых просьбах о предоставлении данных приводятся ссылки на статьи 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях устанавливает статья 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает правила вынесения решений после проверки сообщений о преступлениях и определяет типы таких решений.
Уголовно-процессуальные нормы не дают полицейским право забирать и требовать документы у фирм и других организаций, а также не обязывают организации предоставлять информацию.
Согласно анализу прав сотрудников полиции и российского законодательства после вступления в силу Закона «О полиции» органы внутренних дел получили право запрашивать у предпринимателей сведения, справки, документы (копии) и другую необходимую информацию. Предприниматели теперь обязаны предоставить запрошенную информацию, документы в установленные сроки, но не позднее месяца со дня получения требования. В случае невыполнения законного требования сотрудника полиции на нарушителя может быть применена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.
По п. 4 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции» сотрудники полиции могут запрашивать сведения, документы (их копии) и другую информацию, если это связано с проверкой по заявлению о преступлении, административном правонарушении или происшествии, подлежащем разрешению полицией. Пока Вы не понимаете причины проверки, оценить обоснованность запроса документов и законность требований невозможно. В ответ на запрос можно послать письмо с просьбой объяснить законность и обоснованность запроса (проводится ли официальная проверка или возбуждено уголовное дело, их номера). До получения подтверждений законности требований сотрудники полиции документы не представляются.
Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.