Как правильно общаться с налоговой инспекцией?

Автор: | 04.05.2012

Как правильно общаться с налоговой инспекцией?

Нет ничего страшнее для бухгалтера, чем визит ревизора, именно поэтому во избежание их гнева специалисты учета идут на хитрости. К каким способам прибегают сотрудники фирм? И какие могут возникнуть последствия?

Не беспокойте меня

Чего хочет инспектор? Чтобы ему не задавали вопросов. Для сотрудника ИНФС нет ничего приятней, чем провести рабочий день в тишине и спокойствии. Контролер будет только рад, если компания без лишних споров ответит на его требования. Или когда фирма, получив акт налоговой проверки, не звонит ему с просьбой прокомментировать тот или иной пункт документа. Если не тревожить инспектора, то и он редко вспомнит о фирме.

К чему это приведет. К доначислениям. Если бухгалтер не общается с сотрудниками ИФНС по вопросу изменений законодательства, последних судебных решений, то через некоторое время и ревизор не станет интересоваться мнением организации по сложным проблемам или разбираться в учете предприятия. А при составлении актов контролер подойдет формально к поискам доказательств нарушения.

Конечно, такой документ будет легче оспорить в суде, но стоит ли тратить время и деньги на наем юристов, поездки к арбитрам и выстраивание линии защиты по очередному делу, когда проще позвонить ревизору и узнать его мнение по последним нововведениям в НК.Ох, не и спрашивайте.

Когда фирма не заявляет убыток по прибыли, возмещению или нулевую ставку по НДС, то контролер, скорее всего не будет писать требований о предоставлении документов.

Чего хочет инспектор? Чтобы бухгалтер не проявлял любопытство к текущей камеральной проверке. Когда фирма не заявляет убыток по прибыли, возмещению или нулевую ставку по НДС, то контролер, скорее всего не будет писать требований о предоставлении документов. Ревизор в таком случае занимается другими предприятиями и декларациями. Казалось бы, и фирме не о чем беспокоиться, но в этой ситуации таится угроза.

К чему приведет. К доначислениям. Чтобы понять, как такое может произойти, нужно знать, как происходит проверка. Допустим, за инспектором закреплены 10 фирм. В январе все они сдали декларации по НДС, из них одна заявила возмещение, другая льготу, а остальные никаких преференций не использовали. В середине апреля ревизор еще раз изучит расчеты, в которых не было поначалу ничего подозрительного, и обнаружит в одном из них арифметическую ошибку или пониженную ставку. В таком случае сотрудник ИФНС срочно направит сообщение, чтобы ему предоставили пояснения.

У бухгалтера в таком случае есть только пять дней, чтобы собрать документы, а с учетом того, что в это время уже формируется отчетность за следующий квартал, специалисту учета, скорее всего, не удастся вовремя подготовить удовлетворяющий инспектора ответ. Тогда организация получит акт, по которому опять придется тратить время и деньги.

Если бухгалтер не общается с сотрудниками ИФНС по вопросу изменений законодательства, последних судебных решений, то через некоторое время и ревизор не станет интересоваться мнением организации по сложным проблемам или разбираться в учете предприятия.

Гораздо проще в течение первых двух месяцев проверки звонить контролеру и интересоваться: есть ли у него вопросы, и изучал ли он вообще декларацию. Тем более проверку можно рассматривать не только как трату времени и сил работников фирмы, а полезную подготовку к «выездной». С этой точки зрения предприниматели поймут, что «камералка» нужна им самим не меньше, чем ревизорам. Еще один плюс в такой ситуации: обращая внимание сотрудников ИФНС на показатели, в правильности расчета которых бухгалтер сомневается, инспекторы превратятся в бесплатных аудиторов. Ведь пока не закончилась проверка, проверяющие не имеют право привлечь компанию к ответственности за найденные нарушения, а фирмы могут подать уточненную декларацию.

Хочу вон ту машинку

Чего хочет инспектор? Частая практика: радовать контролера дарами к праздникам. Конечно, проверяющий смягчится к фирме, но в скором времени он захочет большего и будет требовать незаконного или невозможного.К чему приведет. К тому, что инспектор станет делать свою работу, только если «баловать» его. А согласно статье 575 ГК, вручение государственным служащим подарков, стоимость которых превышает три тысячи рублей, запрещено. При этом речь идет именно о дарении, не предусматривающем какого-либо встречного исполнения со стороны государственного служащего. Но, если чиновнику необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения, презент станет взяткой.

Если фирма очень сильно хочет поздравить инспектора или его начальство, то лучше ограничиться сувенирами с логотипом компании. Такой подарок ни на что не намекает и ни к чему не обязывает. 

Сергей Пронин, эксперт журнала «Расчет»


Читать оригинал