Игнорирование требований налоговых инспекторов чревато различными неприятностями вплоть до блокировки расчетного счета. Расскажем, как правильно отвечать на электронные требования о предоставлении документов, которые ИФНС прислала через систему для отправки отчетности.
Налоговики выставляют налогоплательщикам требования о представлении документов при проведении камеральных и выездных проверок. Кроме этого, инспекторы могут направлять такие требования контрагентам проверяемого налогоплательщика, а также в том случае, когда собирают сведения о какой-либо подозрительной сделке.
Отчитываться по налогам в электронной форме должны компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек. Также электронная отчетность обязательна для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость и тех, кто является налоговым агентом по НДС, либо просто выставляет клиентам счета-фактуры.
Порядок направления требований устанавливается следующими приказами ФНС:
- от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@;
- от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;
- от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@;
- от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@.
В соответствии со пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
В электронном виде могут, в частности, передаваться:
- документы, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий. Например, решения, принимаемые в ходе налогового контроля; уведомления о вызове налогоплательщика; решения о возмещении НДС и акцизов;
- требования по предоставлению документов (информации). Например, документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте;
- требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Читайте также «Приостановка по требованию: как избежать»
Порядок документооборота
Итак, налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).
Оператор электронного документооборота (ЭДО) формирует «Подтверждение даты отправки», в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.
После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС «Квитанцию о приеме» или «Уведомление об отказе».
«Квитанция о приеме» – документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.
Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то инспекция может заблокировать расчетные счета (письмо ФНС России от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).
Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам предусмотрен пунктом 3.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
- днем передачи в ИФНС электронной квитанции;
- днем представления документов или пояснений (если выслано требование) или днем явки в инспекцию (если выслано уведомление о вызове в налоговый орган).
Кстати, приостановление операций по счетам компании в банке не препятствует получению организацией на этот счет денежных средств и списанию их в счет уплаты налогов, пеней и штрафов. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 09.08.2018 № 03-02-07/1/56093.
«Уведомление об отказе» формируется в следующих случаях:
- требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
- требование не соответствует установленному формату;
- в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.
Обратите внимание
В рамках камеральной проверки ИФНС может включить в требование только документы, упомянутые в статье 88 Налогового кодекса РФ. В рамках выездной ревизии могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Главное, чтобы они относились к проверяемому периоду и к проверяемому налогу (п. 12.ст. 89 ТК РФ).
Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.
Не исключено, что организация или предприниматель не успевает подготовить документы в срок, зафиксированный в требовании. Тогда нужно направить в инспекцию письменное уведомление о невозможности представить документы (информацию) в установленный срок (форма и электронный формат уведомления утв. Приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@). Такое уведомление необходимо передать в ИФНС в течение дня, следующего за днем получения требования.
P.S. Электронной перепиской с ИФНС вместо налогоплательщика может заниматься его уполномоченный представитель (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).