Как обжаловать незаконный акт ФНС

Автор:
Фото: img.freepik.com


Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет организациям и гражданам возможность не исполнять незаконные акты и требования работников налоговых органов, а также обжаловать в установленном порядке действия органов налоговой системы.


Статья 138 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок обжалования неправомерных действий, бездействия должностных лиц налоговых органов и актов данных органов. Возможно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или обратиться в суд.


Можно жаловаться на постановления налоговых органов ненормативного характера, нарушающие ваши права, решения о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности.

Досудебный порядок обязателен


До подачи иска в суд необходимо попытаться оспорить решение налоговых органов в вышестоящем звене.

Весь порядок обжалования Опубликован в справочнике «Практическая энциклопедия бухгалтера».


Если компания не разрешит спор до суда, срок для подачи иска начинается с момента узнавания о решении вышестоящего налогового органа по жалобе или со дня окончания срока его вынесения.

Срок рассмотрения жалобы


Согласно статье 140 Налогового кодекса Российской Федерации решение по жалобе вынесет вышестоящий налоговый орган в течение одного месяца. Срок можно продлить для получения от Инспекции Федеральных Налогов требуемых для рассмотрения жалобы документов, но не более чем на один месяц.


В результате рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

  1. Отклоняет апелляцию.
  2. Отменяется акт налоговой инстанции, не имеющий нормативного характера.
  3. Внедряет изменения в постановление налоговой инстанции, полностью или частично.
  4. В полном объёме отменяет постановление налоговой службы и выносит новый приговор по рассматриваемому делу.
  5. Признаёт деяния или недействия должностных лиц налоговой службы неправомерными и принимает решение по сути дела.

Заявление о приостановке обжалуемого решения


Жалба в вышестоящий налоговый орган не прекращает исполнение спорного акта налоговой автоматически. Если решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступило в силу, его можно приостановить на время рассмотрения жалобы по заявлению подавшего жалобу. При этом необходимо предоставить в налоговую
банковской гарантииВ соответствии с договором банк обязан выплатить неуплаченные налоги, пени и штрафы, оговоренные решением.


Банковские гарантии должны отвечать следующим критериям.

  • Срок действия банковской гарантии не может быть меньше шести месяцев с момента подачи заявления о прекращении выполнения спорного решения.
  • Сумма банковской гарантии должна позволить банку-гаранту оплатить налог, сбор, страховые взносы, пеню, штраф, если решение оспаривается.


В течение пяти дней рассматривается заявление о приостановлении действия обжалуемого решения. По этому заявлению выносится одно из двух решений.

  • о приостановлении исполнения решения;
  • О несогласии с просьбой приостановить действие оспариваемого постановления.


В течение трёх дней с момента принятия решения налоговая информирует заявителя о нём письменно.


Налоговая инспекция уведомляет банк о снятии обязательств по банковской гарантии в течение пяти дней после выполнения заявителем обязанностей по оплате налога, пеней и штрафов или положительного решения по жалобе.


Кто пожаловался, может отозвать заявление. В таком случае у него отберут право подать апелляцию по тем же причинам и таким же образом.


В России теперь обязательно оспаривать решения ревизоров из девятнадцати надзорных организаций. Как функционирует новая система, выяснил…
журнал «Расчет».

Обязательный апелляция. Как функционирует новый режим?