Как обжаловать незаконный акт ФНС

Автор:


Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет организациям и гражданам право не исполнять неправомерные акты и требования сотрудников налоговых органов, а также обжаловать в установленном порядке действия налоговых органов.


Процедура обжалования незаконных решений налоговых органов, а также действий или бездействия их сотрудников указана в статье 138 Налогового кодекса РФ. Доказать свою правоту можно обратившись в вышестоящий налоговый орган или суд.


Можно жаловаться на действующие акты налоговых органов, не являющиеся нормативными и нарушающие ваши права, решения налоговых органов о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или решения об отказе в привлечении к ответственности.

Досудебный порядок обязателен


Обжалование актов налоговых органов до судебного разбирательства является обязательным этапом при разрешении спора с налоговой инспекцией. Обращение в суд допустимо лишь после безрезультатного оспаривания акта налоговой через вышестоящий орган.

Весь порядок обжалования Представлен в сборнике «Практическая энциклопедия бухгалтера».


В случае непримирения спора вне суда, обращение в судебные инстанции возможно после того как компания узнала о решении налогового органа по её жалобе или истечения срока принятия решения.

Срок рассмотрения жалобы


В соответствии с статьёй 140 Налогового кодекса Российской Федерации, решение по жалобе принимает вышестоящий налоговый орган в течение месяца. Срок может быть увеличен для получения от Инспекции государственных сборов необходимых документов для рассмотрения жалобы, но не более чем на месяц.


В результате проверки заявления (жалобы в апелляции), руководящий налоговый орган:

  1. Отклоняет апелляционную жалобу.
  2. Валидирует акт налоговой инстанции, не имеющий нормативной силы.
  3. Вносит изменения в постановление налоговой службы.
  4. Вступает в силу новый судебный акт, который заменяет прежний приказ налоговой службы.
  5. Признаёт действия или бездействие должностных лиц налоговых органов недействительными и принимает решение по сути дела.

Заявление о приостановке обжалуемого решения


Жалоба в вышестоящий налоговый орган не останавливает автоматически исполнение оспариваемого акта налоговой инспекции. Если решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства вступило в силу, его можно приостановить на время рассмотрения жалобы по заявлению подавшего ее. Но только при условии предоставления в налоговую.
банковской гарантииДоговор, согласно которому банк берет на себя обязательство выплатить сумму невыплаченных налогов, штрафов и пеней, указанных в решении.


Банковская гарантия обязана удовлетворять указанным критериям.

  • Срок действия банковской гарантии не может быть меньше шести месяцев с момента подачи заявления о приостановлении исполнения оспариваемого решения.
  • Сумма банковской гарантии должна быть достаточной для покрытия расходов банка-гаранта по оплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, которые остались неуплаченными после обжалования решения.


Рассмотрение заявления о приостановлении действия спорного решения занимает пять дней. В результате рассмотрения выдаётся одно из двух решений.

  • о приостановлении исполнения решения;
  • О несогласии с просьбой приостановить действие спорного решения.


Налоговая инспекция уведомляет заявителя о принятом решении письменно в течение трёх дней с момента его принятия.


Налоговая инспекция оповещает банк, выдавшего банковскую гарантию, об освобождении от обязательств по ней не позднее пяти дней со дня выполнения лицом, подавшим жалобу, обязанностей по уплате налога, пеней и штрафов или удовлетворения жалобы.


Подавший жалобу может её отозвать, но теряет право подать апелляционную жалобу по этим же основаниям.


В России теперь нужно оспаривать решения инспекторов 19 надзорных организаций.
журнал «Расчет».

Что изменится при обязательном обжаловании?