Зачастую инспекторы объявляют налоговую выгоду необоснованной по формальным признакам, невзирая на реальных характер хозяйственных операций. В целях защиты от необоснованных претензий ФНС России рекомендует налогоплательщикам не жалеть усилий на проверку контрагентов.
ФНС России письмом от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ разъяснила, какие обстоятельства не свидетельствуют о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. И предупредила о неукоснительности исполнения положений данного письма налоговыми органами. Возьмем на вооружение эти разъяснения.
Почерковедческая экспертиза
Как известно, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если хозяйственные операции, хотя и подтвержденные первичными документами, не имели реального характера. Однако на практике инспекторы изыскивают в деятельности налогоплательщиков формальные недостатки. Так, они признают документы недостоверными либо по результатам почерковедческих экспертиз, либо если в ходе допроса руководитель контрагента заявляет о своей непричастности к деятельности организации.
Подобные претензии исследованы в определении Верховного суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015. Инспекцией было установлено, что подписи от имени генерального директора в действительности ему не принадлежали. На этом основании документы поставщика, подтверждающие приобретение товара, признаны недостоверными.
Однако налогоплательщик выиграл спор. Во-первых, исследование почерка было проведено с нарушением методики. А во-вторых, реальность поставки товаров подтверждена ее действительной реализацией конечным потребителям.
Спор о происхождении подписей в «первичке», якобы выполненных неустановленными лицами, рассматривался и в определении Верховного суда РФ от 06.02.2017 № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015. Он также был разрешен не в пользу налоговиков. Вновь решающее значение имела реальность операций с контрагентами, подтвержденная многочисленными доказательствами, в том числе фотоматериалами. Так, уплатив административные штрафы, налогоплательщик «перевыставлял» их контрагенту в качестве штрафных санкций по договору.
Этот пример показывает, что «лишних» свидетельств реальности отношений не бывает.
Вышеозначенная позиция Верховного суда РФ по подписям позволяет надеться, что к применению факсимиле в «первичке» арбитры отнесутся лояльно.
Читайте также «Получение необоснованной налоговой выгоды»
Последствия выбора недобросовестных партнеров
В судебных решениях до сих пор можно встретить формулировку: «Негативные последствия выбора недобросовестных партнеров не могут быть переложены на бюджет» (например, в постановлениях Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2016 № 20АП-5257/2015 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.11.2016 № Ф01-3659/2016). Но сегодня такой подход устарел. На его недопустимость указано в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.02.2017). Инспекторы должны доказать сопричастность налогоплательщика к получению необоснованной налоговой выгоды третьими лицами.
Об умышленных действиях налогоплательщика по созданию формального документооборота с использованием цепочки контрагентов (второго, третьего и последующих звеньев) будут свидетельствовать факты юридической, экономической и иной подконтрольности. При этом налоговики обязаны выявить согласованность действий участников сделок.
Читайте также «Какие признаки подтверждают получение необоснованной налоговой выгоды?»
Выбор контрагента
Письмо ФНС России содержит перечень мероприятий, свидетельствующих о должной осмотрительности налогоплательщика. Инспекторам же предписано исследовать обоснованность выбора контрагента. При этом они будут выяснять:
- отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
- каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;
- заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.
Инспекторов насторожит следующее:
- отсутствие личных контактов при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании – контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в средствах массовой информации, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т. п.);
- наличие доступной информации о других участниках рынка (в т. ч. производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Итак, будьте готовы к тому, что у вас начнут запрашивать:
- документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
- источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
- результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
- документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
- деловую переписку.
Читайте также «Проверка контрагентов ФНС»
Время – деньги
По поводу столь устрашающего перечня мероприятий приходит на ум следующее.
Сегодня разброс цен на рынке не слишком велик. Да и соотношение «цена – качество» никто не отменял. В итоге описанная щепетильность при выборе партнеров – из разряда утопий, рожденных в недрах чиновничьих кабинетов. Не стоит забывать: процедура поиска контрагента, которую налогоплательщику буквально навязывают, затратна уже сама по себе. Она требует от исполнителей значительных ресурсов времени, а ведь это труд, который подлежит дополнительной оплате. При всем этом главным критерием добросовестности остается все же реальность операций.
С другой стороны, зафиксированный письмом регламент действий добросовестного налогоплательщика по выбору контрагента противоречит презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ). Но теперь инспекторы будут проверять соблюдение этого регламента.
Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.
Получить издание