К выездной проверке бухгалтеры компаний стараются быть готовыми всегда. Но, когда она начинается, у специалистов учета возникают вопросы. Мы обобщили большинство вопросов и создали инструкцию о том, как готовиться к проверке.
Как правило, если организация осуществляет коммерческую деятельность в течение четырех-пяти лет с момента ее регистрации в качестве юридического лица, то неизбежно скорое проведение такого контрольного мероприятия со стороны налоговых органов, как выездная налоговая проверка. При этом шансы проведения проверки достаточно велики и не зависят от каких-либо дополнительных критериев, которыми в соответствии с приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (с учетом изменений, внесенных приказом ФНС от 14 октября 2008 г. №ММ-3-2/467@) необходимо руководствоваться с целью оценки рисков по включению в группу налогоплательщиков, в отношении которых будет вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.
Тяжело в ученье…
Оценив вероятность включения вашей организации в план-график выездных налоговых проверок, в первую очередь необходимо определиться с перечнем прав и обязанностей налогоплательщика, закрепленных действующим налоговым законодательством. Начинать этот этап необходимо с изучения Налогового кодекса РФ. Стоит напомнить, что детали проверки регламентированы в статьях 21 и 23 НК РФ, в то время как общий перечень прав и обязанностей закреплен статьями 31–33 НК РФ. Однако вопрос осуществления такого контрольного мероприятия, как выездная налоговая проверка, также регулируется специальными нормами права, базовой из которых является статья 89 НК РФ.
Стоит обратить особое внимание на возможность привлечения налоговым органом к выездной налоговой проверке представителей органов внутренних дел. Данное право закреплено статьей 36 НК РФ и пунктом 33 статьи 11 Закона «О милиции» от 18 апреля 1991 г № 1026-1. При этом порядок взаимодействия указанных органов детализирован в Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (Приложение № 1 к приказу МВД и ФНС от 30 июня 2009 г. №495 /ММ-7-2-347).
Итак, составив представление о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях налогового органа, необходимо подготовить материально-техническую базу для «торжественного» приема представителей налоговой инспекции. Общей нормой, закрепленной в статье 89 ТК РФ, установлено, что местом проведения выездной проверки является территория налогоплательщика, но в случае если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, то таковая может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Для этого организация должна направить заявление с соответствующей просьбой в инспекцию. Исходя из этой нормы, необходимо определить, где именно вам будет удобно работать с налоговиками в ходе проверочного мероприятия. Однако, перенос места проведения проверки из вашего помещения не ограничивает права налогового органа в доступе на территорию компании.
В случае, если все-таки оснований для встречи с налоговиками на их территории недостаточно, то можно порекомендовать подготовить следующие условия для организации приема инспекторов:
- по возможности выделить отдельное помещение или хотя бы отдельно стоящие рабочие места, не имеющие прямого сообщения с тем офисом, где располагается подразделение бухгалтерского и/или финансового учета (в целях исключения получения должностными лицами информации, не относящейся к объекту проверки).
- обеспечить наличие видеосъемки тех помещений, где будут располагаться должностные лица, представляющие налоговый орган, для предупреждения возможных нелегальных действий.
- предусмотреть, при необходимости, наличие средств для аудиозаписи диалогов с налоговиками – для фиксации всех требований, исходящих от инспекторов.
На следующем этапе подготовки к встрече с налоговиками стоит провести ряд организационных мероприятий:
Для предупреждения возможных нелегальных действий обеспечьте наличие видеосъемки тех помещений, где будут располагаться должностные лица, представляющие налоговый орган.
- выполнить проверку бумажно-учетных регистров, которые, в зависимости от предмета выездной проверки, могут быть запрошены проверяющими органами (дела с документами по банковским операциям, книги по работе со счетами-фактурами, дела, в которых хранятся договора с контрагентами), что позволит исключить возможность попадания к проверяющим сомнительных или неоднозначных документов.
- проверить содержание действующей в организации учетной политики на предмет ее соответствия фактическим принципам налогового учета, действующим в организации и положенным в основу тех или иных налоговых деклараций по различным видам налогов.
- назначить ответственное лицо, которое будет общаться с инспекторами в ходе проверки (как правило, им выступает главный бухгалтер); при необходимости можно оформить доверенность на такого представителя.
- проверить дело, в которое подшиты учредительные и регистрационные документы компании, подтверждающие ее правовой статус как представителей вашей организации и постановку фирмы на учет в налоговых органах и фондах обязательного страхования. Это могут быть документы о назначении генерального директора и главного бухгалтера.
- проверить наличие договоров с партнерами, с целью подтверждения собственной добросовестности в связи с разумной осмотрительностью при выборе партнеров.
Тук-тук.«Кто там?»
И вот настал тот самый день, когда на пороге организации вы встречаете группу должностных лиц, уполномоченных представлять интересы налогового органа в ходе проведения выездной налоговой проверки. Не забудьте, что в целях подтверждения полномочий таких лиц вы имеете право запросить их удостоверения и переписать все необходимые данные о гостях.
Напоминаем, что сроки проведения выездной налоговой проверки определены статьей 89 НК РФ. В период присутствия налоговиков на территории организации действуйте четко в соответствии с их требованиями, если, конечно, эти требования находятся в рамках закона, а именно:
- предоставляйте информацию и документы, строго относящиеся к предмету проверки, в целях исключения искажения информации. Обращаем ваше внимание, что если запрошенные бумаги по сделке хранятся в деле, где находятся другие документы, то рекомендуем вам извлечь запрошенный пакет бумаг и передать представителю налоговых органов только, то, что ему требуется.
- помните, что вы имеете право присутствовать в ходе проведения налогового контроля и давать пояснения по фактам выявленных отклонений, а также заявлять возражения.
- в случае выявления нарушений в действиях налогового органа не забывайте о своих возможностях: вы можете составить акт с привлечением нескольких свидетелей в подтверждение выявленных нарушений, включить видео- и аудиозапись в случае, если у вас возникнут подозрения о готовящихся правонарушениях.
- в случае привлечения в ходе проверки свидетелей проверьте правомочность действий налогового органа в соответствии с требованиями статьи 90 НК РФ, уделив особое внимание запрету на привлечение в качестве свидетелей некоторых категорий физических лиц.
Во время общения с налоговиками необходимо быть готовым к тому, что чиновники могут запросить объяснения по организации сотрудничества с некоторыми партнерами компании, которые находятся на специальном учете у налоговиков и относятся к группе лиц с высоким налоговым риском.
А напоследок я скажу…
Результаты выездной налоговой проверки оформляются в соответствии с требованиями, определенными статьями 100–101 НК РФ, и должны быть включены в соответствующий акт, выданный по установленной форме не позднее чем через два месяца с даты составления справки о проведении выездной налоговой проверки. Этот документ подписывается как представителем инспекции, так и компанией.
Обращаем ваше внимание, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, налогоплательщик имеет право заявить свои возражения в течение 15 дней с момента его получения. При этом, можно приложить документы, надлежащим образом заверенные, подтверждающие вашу правовую позицию. Это важно в случае если в период присутствия налоговиков на территории компании вы задокументировали нарушения, допущенные чиновниками.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо об отказе в привлечении (п. 7 ст. 101 НК РФ). На даже если вынесено решение о привлечении к ответственности, отчаиваться, тем не менее, не стоит. Необходимо помнить о своем праве обжалования действий и/или бездействий инспекторов – как в вышестоящий орган (ст. 101.2 НК РФ), так и в арбитражный суд.
Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих позицию компании, в том числе подготовленных или полученных в ходе выездной налоговой проверки в вышеприведенном порядке, вы сможете защитить свои интересы и подтвердить личную добросовестность, пусть даже и прибегнув к такому способу самозащиты, как обращение в арбитражный суд.
Юлия Лабутина, эксперт журнала «Расчет»