Налоговая служба обновила главный инструмент ведомства по обнаружению серых схем для минимизации налоговых отчислений. В связи с этим компании могут ждать новые проверки. Как изменятся мероприятия контроля, на что ревизоры будут обращать внимание?
С 1 июля контрольные мероприятия возобновились. В начале лета в бизнес-сообществе активно обсуждалась возможность продления моратория на проверки, тем не менее, было принято решение, что действие ограничительных мероприятий продлевать не будут. Объем проверок вернулся на уровень середины марта, их количество не сократилось, но и не стало больше.
35 000 000 рублей должна составить сумма доначислений при выездной проверке, следует из «Публичной декларации целей и задач 2020», утвержденной ФНС в мае 2020 года.
Не смотря на то, что для компаний проверки, ответы на требования, посещение инспекций для общения с ревизорами – дополнительная нагрузка в условиях восстановления деятельности, решение не продлевать действие моратория в любом случае когда-нибудь случилось бы, ревизоры должны приступить к сбору налогов, тем более с учетом того, что поступления в бюджет заметно сократились.
По данным Минфина России, бюджет недополучил около триллиона рублей из-за снижения экономической активности по итогам года.
Это существенная сумма, поэтому думаю, что сейчас контролеры будут пытаться восполнить казну.
Мнение, что инспекторы будут пытаться восполнить выпавшие доходы, довольно популярно, об этом говорят многие эксперты. Находит ли эта точка зрения какое-то подтверждение: официально нет, а вот кулуарно – да. По словам ревизора, который в личной беседе рассказал, что планы по сбору налоговых отчислений не сократились, они остались на прежнем уровне. Более того, от налоговых инспекций требуют не только выполнения поставленных целей, но и новых рационализаторских предложений о том, как именно собирать налоги.
Возникает вопрос: а откуда компании возьмут деньги, если деятельность многих предприятий только восстанавливается и у бизнеса фактически не образуется налоговая база? Не понятно, как именно контролеры собираются выполнить план. Будет логично, если ревизоры и дальше продолжат работу по обелению доходов физлиц, зарабатывающих, например, в социальных сетях.
Бизнес действительно только возвращается к прежней работе, мы видим, что взять с компаний пока нечего. Даже с тех, кто казался нам достаточно устойчивым. А такими были средние компании с большой долей расходов. И именно эти предприятия сейчас чаще всего говорят о том, что не знают, как платить налоги. Они не имеют права на получение фискальных отсрочек или рассрочек. Часть наших клиентов, которые ранее открыли небольшие предприятия, чтобы вывести из основной деятельности непрофильные направления, сегодня собираются закрывать эти фирмы, чтобы сократить свои налоговые обязательства.
Большое обновление программы АСК НДС 2 – чем грозит
Есть причины переживать коммерсантам, к которым ранее не приходили ревизоры. Вероятно, придут ко всем тем, кто использовал сомнительные схемы. Не так давно Налоговая служба усовершенствовала свою аналитическую систему, раньше она называлась АСК НДС 2. Программа использовалась для поисках схем, связанных с налогом на добавленную стоимость. Теперь она называется «ПП Контроль НДС». Мы изучали регламент по работе с системой, который вышел в начале июне.
Инспекторы усовершенствовали механизм отслеживания схем, связанных с налогом на добавленную стоимость. В программу был добавлен новый раздел. Он называется «Операции особого контроля». Что это такое? Если раньше ревизоры просто изучали дерево связей, чтобы выявлять разрывы в цепочках, то сейчас они могут находить цепочки, в которых разрывов не возникает.
В программе, которая работала ранее, была уязвимость. Алгоритм фактически не мог обнаружить схему, если налогоплательщик, желая ввести в заблуждение ревизоров, создавал цепочки без разрыва. Такая цепочка выглядела вполне органичной с одним лишь исключением: последняя, замыкающая организация, которая подала декларацию, не производила оплату налога. Получалось, что формально разрыва нет, но и налог в бюджет тоже не перечислялся.
Оптимизаторы, которые продавали бизнесу такую услугу, думали, что, декларируя НДС, но не перечисляя деньги, можно обойти алгоритм. Сейчас компании, использующие этот метод, оказались в сложной ситуации: инспекторы выявили схему, обновили свое программное обеспечение, и теперь эти предприятия и их сделки относятся к категории «Операции особого контроля». Ревизоры видят цепочку целиком, и даже в случае, если разрыва нет, повод присмотреться к фирмам, задействованным в цепочке, и начать проверку у ревизоров теперь есть.
Звучит, как игра: с одной стороны – бизнес, который хочет сэкономить на налогах, а с другой – Налоговая служба, являясь лидирующим в цифровизации контролирующим ведомством, внедряет новые способы обнаружения таких предприятий. Получается, что список компаний, которые можно проверить, будет пополняться до тех пор, пока коммерсанты совсем не откажутся от использования схем.
Да, все именно так и есть: пока налогоплательщики будут искать способы обойти работу алгоритмов Службы, находить их и использовать в работе, риск проверки и доначислений будет сохраняться. Рано или поздно, можно с уверенностью об этом сказать, ревизоры будут вычислять новые схемы и закрывать бреши в своей информационной системе, а потом приходить с проверками в компании.
Ревизоры внедрили систему баллов. Чем больше имущества у компании, чем более реальна деятельность, тем больше балл предприятия. Таким образом, даже при условии, что в цепочке нет разрыва, но есть сомнительные операции, ревизоры могут вычислить вероятного выгодоприобретателя от использования схемы. После того, как предприятие будет признано выгодоприобретателем, ему можно предъявить претензии, связанные с любыми проблемами в цепочке контрагентов.
Сценарий сериала «Черное зеркало», воплощенный в реальности: это своего рода репута-ционная оценка. Да, и более того, в этом рейтинге есть критерий платежеспособности выгодоприобретателя: ревизоры соотносят перечисленную сумму НДС в процентном соотношении с суммой заявленного вычета. Это еще одно важное обновление программного обеспечения ревизоров.
Начало расти количество приглашений руководителей на комиссии, связанные со снижением НДФЛ и страховых взносов. Приглашают на такие мероприятия контроля представителей тех компаний, которые сократили сотрудников или перевели их на неполную рабочую неделю. Инспекторы интересуются, почему у организации сократился НДФЛ, просят предоставить штатное расписание, информацию о заработной плате сотрудников и другие данные, из которых можно сделать вывод о реальном количестве сотрудников в компании и их доходах.
Кадровая политика предприятий в период пандемии может спровоцировать проверки бизнеса.
ФНС в первую очередь занимается администрированием налоговых платежей. Тем не менее некоторые действия организаций могут вызвать вопросы со стороны инспекторов ФНС. Речь также идет о применении схем.
Некоторые коммерсанты совершают такие манипуляции слишком очевидно, например, увольняют сотрудников из штата и тут же заключают с ними договоры ГПХ как с индивидуальными предпринимателями или самозанятыми. Более того, у таких подрядчиков бывший работодатель может быть единственным контрагентом.
Понятно, что у инспекторов в этом случае даже вопроса не возникнет об истинной причине регистрации работника как ИП или самозанятого.
Другая схема, которая получила свое распространение в регионах – ИП-управляющие. Суть ее в том, что директор компании внезапно увольняется и вдруг становится индивидуальным предпринимателем – управляющим этой же компании.
Его заработная плата при этом может существенно измениться: со среднеотраслевой она удивительным образом вырастает до миллиона рублей. Такие схемы заведомо бесперспективны. В суде свою позицию при таком подходе тоже не отстоять. Не так давно, в мае, Верховный суд рассмотрел похожий спор и вынес свое решение не в пользу предприятия.
Из интервью с Кирой Гин, управляющим партнером юридической фирмы «Гин и партнеры»