Эффективное общение с налоговой службой.

Автор:


Бухгалтерам особенно не нравятся визиты ревизоров, чтобы избежать возможных неприятностей, специалисты по учету применяют различные уловки. Какими именно методами пользуются сотрудники фирм? Какие риски подстерегают их в этом случае?

Не беспокойте меня

Чего хочет инспектор? Сотруднику ИНФС приятно провести рабочий день в тишине и спокойствии. Контролер будет рад, если компания без споров ответит на его требования. Или когда фирма после получения акта налоговой проверки не звонит с просьбой прокомментировать документ. Если не беспокоить инспектора, то он редко вспомнит о фирме.

К чему это приведет. Без диалога бухгалтера с сотрудниками налоговой о нововведениях в законодательстве и судебных решениях ревизор не будет спрашивать мнение организации по сложным вопросам или разбираться в учете предприятия. При составлении актов контролер формально будет искать доказательства нарушений.

Конечно, такой документ легче оспорить в суде, но стоит ли тратить время и деньги на юристов, поездки к арбитрам и построение линии защиты по очередному делу, когда проще позвонить ревизору и узнать его мнение о последних нововведениях в НК?

Если предприятие не указывает убыток по доходам, выплатам или нулевую ставку НДС, проверяющий вряд ли выдвинет требование об отправке бумаг.

Чего хочет инспектор? Чтобы бухгалтер не проявлял любопытство к текущей камеральной проверке, когда фирма не заявляет убыток по прибыли, возмещению или нулевую ставку по НДС, контролер скорее всего не будет писать требований о предоставлении документов. В таком случае ревизор занимается другими предприятиями и декларациями. Казалось бы, фирме не о чем беспокоиться, но в этой ситуации таится угроза.

К чему приведет. Чтобы понять, как могут возникнуть доначисления, важно знать порядок проверки. Например, один инспектор отвечает за десять фирм. Все фирмы подали декларации по НДС в январе: одна — заявку на возмещение, другая — на льготу, остальные не воспользовались преференциями. В середине апреля ревизор пересмотрит расчеты, которые изначально казались подозрительными, и обнаружит ошибку или пониженную ставку у одной фирмы. Тогда сотрудник ИФНС отправит сообщение с требованием предоставить пояснения.

Бухгалтеру отводится пять дней для сбора документов. К тому времени отчетность за следующий квартал уже формируется, поэтому специалисту учета, возможно, не удастся вовремя подготовить документ, устраивающий инспектора. В таком случае организация получит акт, требующий затраты времени и денег.

Если бухгалтер не ведет беседу со служащими налоговой о новшествах в законах и текущих судебных решениях, то позже ревизор уже не будет спрашивать у организации ее мнение по сложным вопросам учета или разбираться в учетной политике предприятия.

В первые два месяца проверки целесообразно звонить контролеру и уточнять, есть ли у него вопросы, изучал ли он декларацию. Проверку можно рассматривать не только как трату времени и сил работников фирмы, но и как полезную подготовку к «выездной». Предприниматели поймут, что камеральная проверка нужна им не меньше, чем ревизорам. Обращая внимание сотрудников ИФНС на показатели, в правильности расчета которых бухгалтер сомневается, инспекторы превращаются в бесплатных аудиторов. Пока не закончилась проверка, проверяющие не имеют права привлечь компанию к ответственности за найденные нарушения, а фирмы могут подать уточненную декларацию.

Хочу вон ту машинку

Чего хочет инспектор? Во избежание проблем с законом лучше воздержаться от дарения подарков проверяющим. Смягчение позиции инспектора – временное явление, в будущем возникнет необходимость постоянных «подарков» для выполнения обязанностей. Согласно статье 575 ГК, передача государственным служащим презентов стоимостью свыше трёх тысяч рублей запрещена. Если же чиновнику необходимо выполнить действие по просьбе дарителя, то этот подарок превратится в взятку.

Чтобы поздравить инспектора или его руководителя, фирме лучше подарить сувениры с логотипом. Такой презент ненавязчив и не предполагает обязательств.

Сергей Пронин, специалист издания «Расчет».