Изменения в правилах налоговых проверок для предприятий.

Автор:


В будущем нынешние предприниматели, уже в пожилом возрасте, поведают своим внукам о том, что им довелось жить в период смены двух контрольных эпох. Новое летоисчисление будет начинаться с 31 октября 2017 года – даты публикации письма ФНС России № ЕД-4-9/22123@.

С 19 августа 2017 года действует статья 54.1 Налогового кодекса РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога сбора, страховых взносов». Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ ввел данную статью, которая посвящена вопросам законного и незаконного признания расходов и предъявления вычетов. В ней определены конкретные действия налогоплательщика, которые считаются злоупотреблением своими правами.

В письме налогового ведомства предоставлены подробные рекомендации по применению «единообразного подхода к сбору доказательственной базы в отношении фактов нарушения». В действительности определены новые принципы отделения «зерна от плевел», то есть законной оптимизации от незаконной.

До настоящего времени сотрудники инспекций придерживались критериев, установленных постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (далее – Постановление № 53). Документ представил понятие необоснованной налоговой выгоды Описание признаков и указание на необходимость осмотрительности при выборе контрагента содержатся в Постановлении № 53. Отсутствие осмотрительности могло стать основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Не всё из этого отправлено «в утиль», однако письмо указывает, что рассматриваемая статья не является кодификацией правил Постановления № 53, а представляет собой новый подход к проблеме. Новый подход учитывает основные аспекты сформированной судебной практики. При этом судебная практика, сложившаяся до вступления в силу Федерального закона № 163, не будет применяться при проведении… камеральных налоговых проверок и во время выездных проверок.

Ревизоры не могут применять понятия из этого документа, например, «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность». Запрет действует на выездные проверки, назначение которых произошло 19 августа и позже, а также на «камерки», проведённые по декларациям с 19 августа.

ФНС также акцентирует внимание, что рассматриваемая статья не увеличивает возможности налоговых органов в сборе доказательств.

Критерии искажения налоговой отчетности

Статья 54.1 НК РФ пункт 1 определяет ситуации, когда недопустимо снижать налоговую базу и сумму налога к уплате. В частности, не допускается уменьшение в случае искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности и объектах обложения.

В письме № ЕД-4-9/22123@ разъясняется, что применять данную норму можно только при умышленном искажении сведений. Это значит, когда плательщик налогов сознательно внес неверные данные в учет, использовал неправильную ставку налога, льготу или выбрал не тот налоговый режим. Аналогичное правило распространяется и на налоговых агентов, которые сознательно манипулируют статусом налогоплательщика или налогового агента и не удерживают положенные суммы НДФЛ или НДС.

Умысел в налоговых правонарушениях следует указывать в документах, составленных по итогам проверок. недостоверных сведений Для составления налоговой декларации налоговикам важно не просто перечислить сделки, приведшие к налоговой выгоде, но и назвать конкретные действия налогоплательщика, доказав их намеренность. В противном случае нужно признать ситуацию не искажением сведений, а методологической ошибкой, которая не даёт права на применение пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.