«Проверка» – как много в этом звуке… Для предпринимателей – разнообразного негатива и измотанных нервов. Для проверяющих – тех же измотанных нервов и негатива иного характера. Например, в виде нагоняев от начальства за низкую результативность. А вот поступлений в госказну, напротив, хотелось бы побольше. Изменения, о которых пойдет речь, официально направлены на то, чтобы и бюджет был «сыт», и бизнес цел, и контролеры на свою нелегкую долю не сетовали. На достижение «баланса интересов», в общем. Удастся ли его достичь в реальности, а не только на бумаге, – покажет время.
Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены важные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. В частности, скорректированы отдельные моменты проведения налогового мониторинга (ст. ст. 105.26, 105.27, 105.29 НК РФ).
Как вы помните, под него подпадают организации с объемом доходов и стоимостью активов за предшествующий год не менее 3 млрд рублей. То есть «крупняк». Остальные корректировки касаются обычных фирм. О них мы и расскажем.
Новшества, действующие со 2 июня
Изменения, вступивщие в силу с 02.06.2016, коснулись различных аспектов налогового контроля.
Установлена обязанность налогоплательщиков представлять при проведении камеральной проверки пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы. Дополнены требования к документам, которые налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию в бумажном виде. Введено предоставление банковской гарантии для приостановления исполнения обжалуемого решения налогового органа.
С 02.06.2016 минимальный срок для вступления в силу новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующих формах (форматах) составляет два месяца со дня их официального опубликования.
Эти и остальные новшества подробно рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1
Изменения в части первой НК РФ с 02.06.2016
Суть изменений | Норма НК РФ | Как было | Как стало с 02.06.2016 |
Для нормативных правовых актов Правительства РФ о налогах и сборах установлены правила об их действии во времени | Пункт 5 статьи 5 | – | На такие документы распространяются правила статьи 5 НК РФ, а именно:
– акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; |
Установлен минимальный срок для вступления в силу новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующие формы (форматы) | Пункт 5 статьи 5 | – | Такие документы вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования |
Установлен срок для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей по представлению при проведении камеральной проверки пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы | Пункт 6 статьи 88 | – | Пояснения следует представить налоговому органу в течение пяти дней |
Дополнены требования к документам, истребованным налоговым органом, которые налогоплательщик представляет в бумажном виде | Пункт 2 статьи 93 | – | Листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Возможность подавать документы в виде подшивки положит конец многолетней неразберихе. Многие инспекции требовали заверять каждый лист отдельно |
Прописана возможность представления в электронном виде отсканированных бумажных документов, истребованных налоговым органом | Пункт 2 статьи 93 | – | Истребуемые документы на бумажном носителе могут быть представлены в электронной форме в виде электронных образов документов (преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи |
Закреплено требование к подписанию документов, истребованных налоговым органом, которые налогоплательщик представляет в электронном виде | Пункт 2 статьи 93 | – | Такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя |
Установлено лицо, обязанное рассматривать материалы в случае проведения дополнительных мероприятий налогового контроля | Пункт 1 статьи 101 | – | В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проверяемого лица (его представителя) должен рассматривать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводивший налоговую проверку |
Прописан срок принятия решения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля | Пункт 1 статьи 101 | – | В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, принимается одно из решений:
– о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; |
Установлен срок для ознакомления проверяемого лица с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля | Пункт 2 статьи 101 | – | Проверяемое лицо вправе ознакомиться с материалами в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений:
– в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки; |
Прописан срок для представления проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части | Пункт 6.1 статьи 101 | – | Проверяемое лицо вправе представить письменные возражения в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в решении налогового органа |
Появилось новое основание для привлечения к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ | Пункт 1 статьи 129.1 | – | Штраф в размере 5 000 рублей взыскивается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации |
Изменилось основание для приостановления исполнения обжалованного решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности |
Пункт 5 статьи 138 | В случае обжалования акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган исполнение обжалуемого акта может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что он не соответствует законодательству РФ | Исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Заявление подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение. К заявлению прилагается банковская гарантия |
Установлены требования к банковской гарантии, предоставляемой для приостановления исполнения обжалуемого решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности | Пункт 5 статьи 138 | – | Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Гарантия должна отвечать следующим требованиям (п. 5 ст. 74.1 НК РФ): – должна быть безотзывной и непередаваемой; – не может содержать указание на представление налоговым органом банку-гаранту документов, которые не предусмотрены статьей 74.1 Налогового кодекса РФ; – срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения; – сумма банковской гарантии должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению; – банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с банка-гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией |
Установлен срок для принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе | Пункт 5 статьи 138 | – | Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и принимает решение в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения |
Закреплена возможность отказа вышестоящего налогового органа в приостановлении исполнения обжалуемого решения | Пункт 5 статьи 138 | Вышестоящий налоговый орган принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта | Вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений: – о приостановлении исполнения обжалуемого решения; – об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения |
Прописано основание для отказа вышестоящего налогового органа в приостановлении исполнения обжалуемого решения | Пункт 5 статьи 138 | – | Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, установленным требованиям |
Установлен срок действия решения вышестоящего налогового органа о приостановлении исполнения обжалуемого решения | Пункт 5 статьи 138 | – | Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе |
Возложена новая обязанность на налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются | Пункт 1.1 статьи 139 | – | При получении жалобы налоговый орган обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) |
Подать жалобу на решение о привлечении к ответственности или на решение об отказе в привлечении к ответственности можно в электронной форме | Пункт 1 статьи 139.2 | – | Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи |
В жалобе обязательно указывать способ получения решения по ней | Подпункт 6 пункта 2 статьи 139.2 | – | В жалобе указывается способ получения решения по ней: – на бумажном носителе; – в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи |
Изменилось основание, по которому вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части | Подпункт 1 пункта 1 статьи 139.3 | Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что: – она не подписана лицом, подавшим жалобу; – она не подписана представителем лица, подавшего жалобу; – подписавший жалобу представитель не представил правильно оформленные документы, подтверждающие его полномочия на подписание жалобы |
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что: – жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 Налогового кодекса РФ; – в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу |
Появилось новое основание, по которому вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части. Оно не применяется к апелляционной жалобе | Подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 | – | Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщит об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу |
Установлен срок для принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении жалобы без рассмотрения при получении сообщения об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу | Пункт 2 статьи 139.3 | – | Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении ее без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу |
У лица, подавшего жалобу на решение налогового органа, появилась возможность участвовать в ее рассмотрении | Пункт 2 статьи 140 | – | Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), если: – выявит в ходе ее рассмотрения противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах; – выявит несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа. Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте ее рассмотрения |
Правила новой редакции пунктов 1, 2 и 6.1 статьи 101 Налогового кодекса РФ применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 02.06.2016.
Новшества, действующие с 1 июля
С 01.07.2016 установлены требования по подключению к электронному документообороту для случаев, когда возникает обязанность по представлению деклараций (расчетов) в электронной форме. Еще изменились основания для приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств. Эти новшества представлены в таблице 2.
Таблица 2
Изменения в части первой НК РФ с 01.07.2016
Суть изменений | Норма НК РФ | Как было | Как стало с 01.07.2016 |
Установлен предельный срок для подключения к электронному документообороту, когда возникает обязанность по представлению деклараций (расчетов) в электронной форме | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Подключиться к электронному документообороту через оператора электронного документооборота следует не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований для представления деклараций (расчетов) в электронной форме |
Прописано, что нужно иметь налогоплательщику, чтобы обязанность по подключению к электронному документообороту считалась исполненной | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Обязанность по подключению считается исполненной при наличии у налогоплательщика: – договора с оператором электронного документооборота о передаче прав на использование программного ПО, предназначенного для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом по месту учета; – квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи |
Установлены условия, при которых обязанность налогоплательщика по подключению к электронному документообороту считается исполненной, если в электронном документообороте участвует представитель налогоплательщика | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Обязанность по подключению считается исполненной при наличии: – у представителя налогоплательщика – вышеназванных документов; – в налоговом органе – документов, подтверждающих полномочия физического лица – владельца сертификата ключа проверки электронной подписи на участие в электронном документообороте, если физическое лицо не является законным представителем налогоплательщика – директором, генеральным директором, президентом и т. д. |
Установлен срок для представления в налоговый орган документов, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика на участие в электронном документообороте | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Налогоплательщику следует представить документы в налоговый орган лично или через представителя, либо направить в электронной форме не позднее трех дней со дня предоставления представителю соответствующих полномочий |
Введено новое основание для санкций в виде приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денег | Подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 | – | Такие санкции применяются в случае неисполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом. Решение о применении санкций принимается в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения организацией такой обязанности |
Появилось новое основание для отмены решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денег | Подпункт 1.1 пункта 3.1 статьи 76 | – | Если операции были приостановлены на основании вышеназванного подпункта 1.1 пункта 3 статьи 76, то такое решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем исполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом |
Новшества, действующие со следующего года
С 01.01.2017 налогоплательщики, которые обязаны сдавать декларацию по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной проверки смогут представлять налоговым органам пояснения только в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ). При представлении пояснений на бумажном носителе они не будут считаться представленными.
Кроме того, появилось новое основание для привлечения к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ. Штраф в размере 5 тысяч рублей взыскивается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений, когда уточненная налоговая декларация не сдана в срок (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Налоговикам прописали критерии по выявлению «однодневок»
Есть и еще одно «летнее» новшество, о котором в вышеупомянутом законе речи не идет. Порадует ли оно предпринимателей, или же огорчит, зависит от правоприменительной практики. Итак, ФНС обнародовала инструкцию для налоговиков по выявлению фирм-«однодневок» на начальном этапе. Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. Косвенно это говорит о том, что ведомство наконец-то объявило войну на уничтожение с организаторами схем, а не добросовестными, но «неосмотрительным» компаниями, которые совершают сделки с «проблемными» контрагентами.
В документе обозначены показатели, наличие которых должно сигнализировать о признаках фиктивности. В основном они связаны с местом регистрации компании: несколько юрлиц по одному адресу, прописка в разрушенном здании, переезд или участие в реорганизации во время налоговой проверки. А вот такого часто применяемого де-факто повода для отказа в регистрации, как «директорствование» одного человека сразу в нескольких организациях, в списке ФНС нет.
Налоговикам предписывается проверять данные как зарегистрированных, так и новых компаний.
Эксперт по бухучету и налогам Анастасия Дегтяренко
Практическая бухгалтерия
Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями — максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Расходы на питание работников: учет и налогообложение
Расходы на питание вахтовиков
Бесплатное питание для сотрудников