В июле 2021 года в Закон № 307-ФЗ об аудиторской деятельности внесли последние поправки. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ, который начал действовать 1 января 2022 г., принёс большой блок изменений. В частности, состав субъектов обязательного аудита был изменён. Ранее изменения касались аудиторской тайны и были внесены в НК РФ.
Кому налагается запрет на проведение обязательного аудита?
Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской или финансовой отчетности предприятия, сопровождающуюся выдачей заключения о ее точности в установленной форме. Проверку выполняют частные аудиторские фирмы или самозанятые предприниматели за счет проверяемого лица.
Проверки аудитора проводятся двумя способами.
- обязательная;
- добровольная (инициативная).
С первого января двадцать второго года индивидуальные аудиторы не могут выполнять обязательный аудит, поскольку исключены из числа участников обязательного аудита (Федеральный закон от второго июля двадцати первого года № 359-ФЗ).
Аудит обязателен для организаций, которым предписано проведение его Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» или другими федеральными законами.
Требование проведения аудита по закону об аудиторской деятельности.
Согласно Закону № 307-ФЗ обязательным является аудит у .
- общественно значимые организации;
- бюро кредитных историй;
- Эксперты рынка ценных бумаг.
- Предприятия, чьи доходы за прошлый год по данным налогового учета превысили 800 миллионов рублей (без НДС, акцизов и экспортных пошлин).
- Компании с активами баланса на конец предыдущего года более 400 000 000 рублей.
- Фонды, получившие в прошлом году имущества, в том числе денежных средств, на сумму свыше трёх миллионов рублей.
- Организации имеют право по положениям федеральных законов.
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ установил определение «общественно значимой организации» для проведения аудита и указал состав таких организаций.
Количество таких организаций увеличилось. В их числе:
- публичные акционерные общества (ПАО);
- Компании, акции которых торгуются на бирже.
- Организации, публикующие бухгалтерскую и финансовую отчетность в проспектах ценных бумаг.
- кредитные организации;
- страховые организации;
- Брокерские фирмы и инвестиционные фонды являются участниками рынка ценных бумаг.
- бюро кредитных историй;
- клиринговые организации;
- организаторы торговли;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- государственные компании
- Учреждения, имеющие государственную долю участия не ниже 25% в уставном (складочном) капитале.
С 2023 года аудиторские услуги и сопутствующие им могут предоставлять общественно значимым организациям только компании, информация о которых зарегистрирована в особом реестре аудиторских организаций.
В заключении аудиторов помимо утвержденных международными нормами элементов необходимо изложить сведения, способные повлиять на точность финансовой отчетности.
Тайна аудита больше не является таковой.
Налоговые инспекции любой категории могут запрашивать у аудиторов и фирм-аудиторов любые документы и сведения о налогоплательщиках, полученные во время аудита или общения с клиентами. Такое право появилось по причине Федерального закона от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ об изменениях в Налоговый кодекс, действующего с 1 января 2019 года. Введенные изменения фактически лишили смысл понятия аудиторской тайны.
Инспекция направляет аудитору запрос на получение информации по решению руководителя или его заместителя ФНС России.
Аудиторы обязаны предоставить в налоговую инспекцию все документы, являющиеся основанием для расчета, уплаты, удержания, перечисления налогов, сборов и страховых взносов в российский бюджет.
Налоговые органы ранее уже задавали этот вопрос плательщику налога или его агенту во время проверок и требовали от него данные, но получить это не удалось.
Налоговая служба может запросить информацию во время проведения…
- выездной налоговой проверки;
- Проверка расчетов и платежей налогов при сделках между связанными сторонами.
Проверки по камерам не входят в перечень, но могут стать причиной контрольных действий.
Инспекторы Федеральной налоговой службы могут запросить аудиторов перечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступило официальное обращение компетентного органа иностранного государства, с которым Россия подписала соглашение о взаимном обмене информацией.
В течение десяти дней после получения запроса аудитор обязан предоставить налоговой службе требуемую информацию и документы.
Невыдача информации аудиторам влечет за собой административную ответственность, сумма штрафа по КоАП РФ может составить до 10 000 рублей.
Аудитор может информировать клиента о полученном запросе, при условии, что в запросе нет указания о запрете раскрытия такой информации.
Аудиторское заключение следует хранить вместе с бухгалтерской отчетностью в течение всего срока ее хранения, который не менее пяти лет после отчетного года согласно статье 29 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Требования к минимальной численности аудиторов
Для вступления в СРО аудиторов в компании должно быть не менее трех аудиторов, работающих по трудовым договорам. С 1 июля 2022 года эти аудиторы должны являться работниками аудиторской фирмы по основному месту работы. Данная информация должна быть доступна проверяющим.
Сайт аудиторов
Аудиторские компании теперь обязаны размещать на сайте информацию о своей деятельности, ранее это было только советом.