Изменения для аудиторов с 1 января 2022 года

Автор:

В июле 2021 года в Закон № 307-ФЗ об аудиторской деятельности внесли последние поправки. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ, который начал действовать 1 января 2022 г., принёс большой блок изменений. В частности, состав субъектов обязательного аудита был изменён. Ранее изменения касались аудиторской тайны и были внесены в НК РФ.

Кому налагается запрет на проведение обязательного аудита?

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской или финансовой отчетности предприятия, сопровождающуюся выдачей заключения о ее точности в установленной форме. Проверку выполняют частные аудиторские фирмы или самозанятые предприниматели за счет проверяемого лица.

Проверки аудитора проводятся двумя способами.

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

С первого января двадцать второго года индивидуальные аудиторы не могут выполнять обязательный аудит, поскольку исключены из числа участников обязательного аудита (Федеральный закон от второго июля двадцати первого года № 359-ФЗ).

Аудит обязателен для организаций, которым предписано проведение его Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» или другими федеральными законами.

Требование проведения аудита по закону об аудиторской деятельности.

Согласно Закону № 307-ФЗ обязательным является аудит у .

  • общественно значимые организации;
  • бюро кредитных историй;
  • Эксперты рынка ценных бумаг.
  • Предприятия, чьи доходы за прошлый год по данным налогового учета превысили 800 миллионов рублей (без НДС, акцизов и экспортных пошлин).
  • Компании с активами баланса на конец предыдущего года более 400 000 000 рублей.
  • Фонды, получившие в прошлом году имущества, в том числе денежных средств, на сумму свыше трёх миллионов рублей.
  • Организации имеют право по положениям федеральных законов.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ установил определение «общественно значимой организации» для проведения аудита и указал состав таких организаций.

Количество таких организаций увеличилось. В их числе:

  • публичные акционерные общества (ПАО);
  • Компании, акции которых торгуются на бирже.
  • Организации, публикующие бухгалтерскую и финансовую отчетность в проспектах ценных бумаг.
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • Брокерские фирмы и инвестиционные фонды являются участниками рынка ценных бумаг.
  • бюро кредитных историй;
  • клиринговые организации;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • государственные компании
  • Учреждения, имеющие государственную долю участия не ниже 25% в уставном (складочном) капитале.

С 2023 года аудиторские услуги и сопутствующие им могут предоставлять общественно значимым организациям только компании, информация о которых зарегистрирована в особом реестре аудиторских организаций.

В заключении аудиторов помимо утвержденных международными нормами элементов необходимо изложить сведения, способные повлиять на точность финансовой отчетности.

Тайна аудита больше не является таковой.

Налоговые инспекции любой категории могут запрашивать у аудиторов и фирм-аудиторов любые документы и сведения о налогоплательщиках, полученные во время аудита или общения с клиентами. Такое право появилось по причине Федерального закона от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ об изменениях в Налоговый кодекс, действующего с 1 января 2019 года. Введенные изменения фактически лишили смысл понятия аудиторской тайны.

Инспекция направляет аудитору запрос на получение информации по решению руководителя или его заместителя ФНС России.

Аудиторы обязаны предоставить в налоговую инспекцию все документы, являющиеся основанием для расчета, уплаты, удержания, перечисления налогов, сборов и страховых взносов в российский бюджет.

Налоговые органы ранее уже задавали этот вопрос плательщику налога или его агенту во время проверок и требовали от него данные, но получить это не удалось.

Налоговая служба может запросить информацию во время проведения…

  • выездной налоговой проверки;
  • Проверка расчетов и платежей налогов при сделках между связанными сторонами.

Проверки по камерам не входят в перечень, но могут стать причиной контрольных действий.

Инспекторы Федеральной налоговой службы могут запросить аудиторов перечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступило официальное обращение компетентного органа иностранного государства, с которым Россия подписала соглашение о взаимном обмене информацией.

В течение десяти дней после получения запроса аудитор обязан предоставить налоговой службе требуемую информацию и документы.

Невыдача информации аудиторам влечет за собой административную ответственность, сумма штрафа по КоАП РФ может составить до 10 000 рублей.

Аудитор может информировать клиента о полученном запросе, при условии, что в запросе нет указания о запрете раскрытия такой информации.

Аудиторское заключение следует хранить вместе с бухгалтерской отчетностью в течение всего срока ее хранения, который не менее пяти лет после отчетного года согласно статье 29 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Требования к минимальной численности аудиторов

Для вступления в СРО аудиторов в компании должно быть не менее трех аудиторов, работающих по трудовым договорам. С 1 июля 2022 года эти аудиторы должны являться работниками аудиторской фирмы по основному месту работы. Данная информация должна быть доступна проверяющим.

Сайт аудиторов

Аудиторские компании теперь обязаны размещать на сайте информацию о своей деятельности, ранее это было только советом.