Изменение порядка проведения и обжалования проверок

Автор:


«Проверка» — как много в этом слове… Для предпринимателей — разнообразный негатив и измотанные нервы. Для проверяющих — те же измотанные нервы и негатив другого характера. Например, в виде наставлений от начальства за низкую результативность. А вот поступлений в казну хотелось бы побольше.
Изменения, о которых пойдет речь, официально направлены на то, чтобы и бюджет был «сыт», и бизнес цел, и контролеры не жаловались на свою нелегкую долю. На достижение «баланса интересов» в общем. Удастся ли его достичь в реальности, а не только на бумаге, – покажет время.

Закон от первого мая двухтысячных шестнадцатого года, номер сто тридцать, внес изменения в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, уточнены некоторые моменты проведения налогового мониторинга (статьи 105.26, 105.27, 105.29 НК РФ).

Как вы помните, под него попадают организации с объёмом доходов и стоимостью активов за прошедший год не менее трёх миллиардов рублей. Остальные изменения касаются обычных компаний.

Новшества, действующие со 2 июня

С 02.06.2016 вступили в силу изменения, затронувшие разные стороны налогового контроля.

Налогоплательщики обязаны предоставлять пояснения по операциям (имуществу), где применялись налоговые льготы во время камеральной проверки. Требования к документам, подаваемым в бумажном виде, уточнены. Введен механизм предоставления банковской гарантии для приостановления действия обжалуемого решения налогового органа.

С 2 июня 2016 года минимальный срок вступления в силу новых форм налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующие формы составляет два месяца со дня официального опубликования.

Все перемены разобраны в таблице 1.

Таблица 1

Изменения в части первой НК РФ с 02.06.2016

Суть изменений Норма НК РФ Как было Как стало с 02.06.2016
Правила действия нормативных правовых актов Правительства РФ по налогам и сборам определены во времени. Пункт 5 статьи 5 На эти документы применяются нормы статьи 5 НК РФ.

Законы об уплате налогов действуют не раньше, чем через месяц после официальной публикации и не ранее первого числа следующего налогового периода для каждого конкретного налога.

Акт об сборах действует не раньше, чем спустя месяц после официального его оповещения.


Акты, уменьшающие ставки налогов (сборов) или улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, могут действовать с обратной силой или вступать в силу в сроки, установленные этими актами, но не раньше даты их официального опубликования.

Введен минимальный срок, необходимый для начала использования новых налоговых форм или изменений существующих. Пункт 5 статьи 5 Документы начинают действовать не раньше, чем через два месяца после официальной публикации.
Срок установлен для компаний и ИП, чтобы представить пояснения о сделках (имущества) с применением налоговых преференций во время камеральной проверки. Пункт 6 статьи 88 В течение пяти дней нужно предоставить разъяснения налоговому органу.
Требования к документам, подаваемым в налоговую инспекцию на бумаге, уточнены. Пункт 2 статьи 93 Документы нужно нумеровать и сшивать по правилам, установленным Федеральной налоговой службой России. Формат подачи бумаг в виде папки поможет устранить давнюю путаницу. Часто инспекции заставляли заверять каждый лист документально.
Вводится возможность подавать в электронном виде отсканированные копии бумажных документов, запрошенных налоговыми органами. Пункт 2 статьи 93 Требуемые документы можно подать в электронном виде в формате, утверждённом ФНС России.
Введено обязательное требование подписывать документы, полученные от налоговой инспекции, при предоставлении их в электронном формате. Пункт 2 статьи 93 Такие документы требуется заверить усиленной квалифицированной электронной подписью проверяющего или его представителя.
Определён ответственный за рассмотрение материалов при проведении дополнительных мер налоговой проверки. Пункт 1 статьи 101 Если решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля будет принято, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящего налоговую проверку, рассмотрит акт проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проверяемого лица (его представителя).
Определён срок для вынесения решения на основе результатов проверок. Пункт 1 статьи 101 В течение десяти дней с момента завершения дополнительных мер проверки по налогам, оговоренных решением налоговой службы, выносится один из следующих итогов:

– о наложении штрафа за нарушение налогового законодательства.

– о непривлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

Ограничен срок, чтобы лицо могло ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительными мерами налогового контроля. Пункт 2 статьи 101 Проверяемый может изучить материалы в срок, установленный для подачи письменных возражений.

В течение месяца после получения от налоговой акта проверки.

В течение десяти дней с момента завершения дополнительных мер налогового контроля, о чём сказано в решении налоговых органов.

Установлен срок для предоставления проверенным лицом письменных возражений по итогам проведения дополнительных мер налогового контроля, как во всей их совокупности, так и по отдельным аспектам. Пункт 6.1 статьи 101 Должностное лицо может предъявить письменные возражения в течение десяти дней после окончания дополнительного налогового контроля, назначенного решением налоговой службы.
Теперь можно привлекать к ответственности за не предоставление информации налоговой инспекции даже без нарушений налогового законодательства. Пункт 1 статьи 129.1 В случае непри submissions, уточненной налоговой декларации в установленные сроки штраф составляет 5 000 рублей.
Причина приостановки действия оспариваемого решения о привлечении к ответственности или о его отсутствии изменилась. Пункт 5 статьи 138 При оспаривании решения налоговой инспекции в надзорную, исполнение этого решения может быть остановлено, если есть серьезные основания считать его нарушающим законы России. Выполнение оспариваемого решения возможно остановить по заявлению заявителя при предоставлении банковской гарантии. В соответствии с ней банк гарантирует оплату суммы налога, сбора, штрафа или пеней, которые не уплачены согласно оспариваемому решению.

Вместе с жалобой на исполненное решение направляется заявление, к которому прикладывается банковская гарантия.
Введены правила предоставления банковских гарантий при оспаривании решений о привлечении к ответственности. Пункт 5 статьи 138 Банковская гарантия обязана быть предоставлена банком, фигурирующим в списке банков, удовлетворяющих условиям для выдачи банковских гарантий с целью налогообложения. Гарантия должна соответствовать следующим правилам (п. 5 ст. 74.1 НК РФ):
– должна быть безотзывной и непередаваемой;

Не допускается предоставление банку-гаранту документов, отсутствующих в статье 74.1 Налогового кодекса РФ.


Срок действия банковской гарантии не может закончиться раньше, чем через шесть месяцев после подачи заявления о приостановлении исполнения оспариваемого решения.


Сумма банковской гарантии должна быть достаточной для оплаты банком-гарантом налогов, сборов, пеней и штрафов, если не оплачены по оспариваемому решению.


Банковская гарантия должна позволять налоговому органу применять меры взыскания с банка-гаранта для суммы, оплату которой банк взял на себя.
Налоговый орган вышестоящего звена должен принять решение по жалобе к установленному сроку. Пункт 5 статьи 138 Налоговый орган, вышестоящий по рангу, выносит решение по жалобе после рассмотрения в течение пяти дней с момента подачи заявления о приостановке действия спорного решения.
Налоговый орган, расположенный выше, теперь может отказать в приостановке действия оспариваемого решения. Пункт 5 статьи 138 Налоговое управление вышестоящего уровня выносит постановление о приостановке действия оспариваемого решения. Налоговая инстанция вышестоящего звена принимает одно из следующих решений:
– о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

– о несогласии с просьбой приостановить действие спорного решения.
Установлено основание для отказа вышестоящей налоговой инстанции в приостановлении действия оспариваемого решения. Пункт 5 статьи 138 Решение о неотмене действия оспариваемого решения принято из-за того, что банковская гарантия, представленная заявителем, не соответствует предъявляемым требованиям.
Решение вышестоящего налогового органа о приостановлении исполнения обжалуемого решения действует определённый срок. Пункт 5 статьи 138 Решение об остановке действия решения остаётся в силе до момента, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет решение по жалобе.
Налоговому органу предоставлена новая обязанность, а его действия или бездействие могут быть обжалованы по акту, не имеющему нормативный характер. Пункт 1.1 статьи 139 В случае получения жалобы налоговый орган обязан принять меры для исправления нарушений прав заявителя. При устранении нарушений прав заявителя налоговый орган сообщает об этом вышестоящему органу в течение трех дней со дня устранения с приложением подтверждающих документов, если таковые имеются.
Жалоба на решение о привлечении к ответственности или на решение об отказе в привлечении к ответственности может быть подана в электронном виде. Пункт 1 статьи 139.2 Жалобу можно подать электронным способом через интернет.
В жалобе следует указать желаемый способ ее рассмотрения. Подпункт 6 пункта 2 статьи 139.2 Жалоба указывает метод вынесения решения по ней.
– на бумажном носителе;

– в электронном виде через каналы связи.
Основания для оставления жалобы вышестоящим налоговым органом без рассмотрения полностью или частично изменились. Подпункт 1 пункта 1 статьи 139.3 Надзорный налоговый орган не рассматривает жалобу целиком или по отдельным пунктам, если признает, что …
– она не подписана лицом, подавшим жалобу;

– заявлением не указан представитель лица, обратившегося с жалобой.


Представитель, подписавший жалобу, предоставил документы о своих полномочиях в неправильном порядке.
В вышестоящем налоговом органе оставляют без рассмотрения жалобу целиком или по частям, когда устанавливают…

Жалоба составлена с несоблюдением порядка, указанного в пункте 1 статьи 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации.


В жалобе отсутствует информация о действиях налоговых органов, противоречащих нормам, либо о поступках и бездействии их работников, повлекших нарушение прав заявителя.
Возник новый повод, при котором уполномоченный налоговый орган отказывается рассматривать жалобу целиком или частично. Это правило не действует на апелляции.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 Если до рассмотрения жалобы налоговый орган сообщил о устранении нарушения прав заявителя, вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения полностью или частично.
Срок установлен для принятия решения налоговым органом о том, что жалоба не подлежит рассмотрению, если информация об устранении нарушения прав заявителя получена. Пункт 2 статьи 139.3 Если налоговая служба получает информацию или документы о том, что нарушение прав человека, подавшего жалобу, устранены, то орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении ее без рассмотрения полностью или частично в течение пяти дней.
Лицо, обратившееся с жалобой на решение налоговых органов, получило возможность участвовать в его рассмотрении. Пункт 2 статьи 140 Надлежащий налоговый орган рассматривает жалобу заявителя, если.

В процессе рассмотрения будут выявлены несоответствия между данными из материалов, предоставленных нижестоящим налоговым органом.


Выявит расхождения между данными налогоплательщика и информацией из документов нижнего звена налоговой службы.


Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа уведомляет лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о дате и месте её рассмотрения.

Новые правила пунктов 1, 2 и 6.1 статьи 101 Налогового кодекса применяют при принятии решений о результатах налоговых проверок, которые закончены после 02 июня 2016 года.

Новшества, действующие с 1 июля

С первого июля двадцать шестого года установлены требования подключения к электронному документообороту при представлении деклараций и расчетов в электронной форме. Изменились основания для приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств.

Таблица 2

Изменения в части первой НК РФ с 01.07.2016

Суть изменений Норма НК РФ Как было Как стало с 01.07.2016
Введен крайний срок присоединения к электронному документообороту при необходимости подавать декларации и расчеты в электронном виде. Пункт 5.1 статьи 23 Для подключения к электронному документообороту через оператора необходимо это сделать не позже чем за 10 дней с момента появления любого основания для подачи деклараций (расчетов) в электронном виде.
Обязанность по подключению к электронному документообороту считается выполненной при наличии у налогоплательщика… Пункт 5.1 статьи 23 Налогоплательщик обязан предоставить подтверждение подключения.

Соглашения с поставщиком электронного документооборота об отчуждении прав на программы для работы с документами в электронной форме у налоговых органов по месту регистрации.


– сертификата ключа проверки электронной подписи экспертного уровня
Налогоплательщик выполняет обязанность по подключению к электронному документообороту при участии в нем своего представителя. Пункт 5.1 статьи 23 Подключение считается выполненным, когда присутствуют:
– у представителя налогоплательщика – вышеназванных документов;

В налоговом органе для участия в электронном документообороте необходимо предоставить документы, подтверждающие полномочия физического лица — владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, если это лицо не является законным представителем налогоплательщика (директор, генеральный директор, президент и т. п.).
Определён крайний срок подачи в налоговую инспекцию бумаг, удостоверяющих права представителя плательщика налогов на участие в электронном обмене документами. Пункт 5.1 статьи 23 Плательщик налога обязан предоставить бумаги налоговой инспекции лично, через доверенного лица или электронным способом. Срок – три дня с момента передачи полномочий представителю.
Теперь возможно ограничить деятельность организаций, заблокировав их счета в банках и переводы электронной валюты. Подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 Санкции применяются при невыполнении обязательств по подключению к электронному документообороту с налоговой службой. Решение о применении санкций принимают в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта невыполнения обязанностей.
Возник повод для исключения решения о прекращении работы банковских счетов организации и перевода её электронных средств. Подпункт 1.1 пункта 3.1 статьи 76 Если приостановление операций было осуществлено на основании подпункта 1.1 пункта 3 статьи 76, такое решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем исполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом.

Новшества, действующие со следующего года

С 01.01.2017 налогоплательщики, обязанные сдавать декларацию по НДС в электронном виде, смогут во время камеральной проверки представлять пояснения только в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения на бумаге не будут признаваться представленными.

Появилось новое основание для привлечения к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу даже при отсутствии признаков налогового правонарушения, указанных в статье 126 Налогового кодекса РФ. Штраф в размере 5 тысяч рублей предусматривается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений, если уточненная налоговая декларация сдана с опозданием (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Критерии для выявления фирм с кратковременной деятельностью утвердили для налоговых органов.

В законе, упомянутом ранее, не упоминается еще одно новшество, которое относится к летнему периоду. Будет ли оно радостью для предпринимателей или огорчением, определится в процессе применения закона. Федеральная налоговая служба опубликовала инструкцию для своих сотрудников по выявлением фирм-«однодневок» на начальной стадии работы. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. pravo.gov.ru. Это косвенно указывает на то, что ведомство наконец-то решило бороться с организаторами подобных схем, а не с добросовестными, но «неосмотрительными» компаниями, которые ведут сделки с рискованными партнёрами.

Документ указывает показатели, которые должны сигнализировать о признаках фиктивности. Большинство связаны с местом регистрации компании: несколько юридических лиц по одному адресу, прописка в разрушенном здании, переезд или участие в реорганизации во время налоговой проверки. В списке ФНС отсутствует такой часто применяемый фактор отказа в регистрации, как «директорствование» одного человека сразу в нескольких организациях.

Налоговые органы обязаны проверять информацию о существующих и вновь созданных компаниях.

Эксперт по бухучету и налогам Анастасия Дегтяренко

Практическая бухгалтерия

В закрытой части сайта «Практическая бухгалтерия» размещена данная статья. Пользователи получают здесь конкретные ответы на бухгалтерские вопросы, иллюстрированные примерами и оценками экспертов.

Получите доступ >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Расходы на питание сотрудников: контроль и налоги.

Расходы на питание вахтовиков

Бесплатное питание для сотрудников