
«Проверка» — как много в этом слове… Для предпринимателей — разнообразный негатив и измотанные нервы. Для проверяющих — те же измотанные нервы и негатив другого характера. Например, в виде наставлений от начальства за низкую результативность. А вот поступлений в казну хотелось бы побольше.
Изменения, о которых пойдет речь, официально направлены на то, чтобы и бюджет был «сыт», и бизнес цел, и контролеры не жаловались на свою нелегкую долю. На достижение «баланса интересов» в общем. Удастся ли его достичь в реальности, а не только на бумаге, – покажет время.
Закон от первого мая двухтысячных шестнадцатого года, номер сто тридцать, внес изменения в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, уточнены некоторые моменты проведения налогового мониторинга (статьи 105.26, 105.27, 105.29 НК РФ).
Как вы помните, под него попадают организации с объёмом доходов и стоимостью активов за прошедший год не менее трёх миллиардов рублей. Остальные изменения касаются обычных компаний.
Новшества, действующие со 2 июня
С 02.06.2016 вступили в силу изменения, затронувшие разные стороны налогового контроля.
Налогоплательщики обязаны предоставлять пояснения по операциям (имуществу), где применялись налоговые льготы во время камеральной проверки. Требования к документам, подаваемым в бумажном виде, уточнены. Введен механизм предоставления банковской гарантии для приостановления действия обжалуемого решения налогового органа.
С 2 июня 2016 года минимальный срок вступления в силу новых форм налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующие формы составляет два месяца со дня официального опубликования.
Все перемены разобраны в таблице 1.
Таблица 1
Изменения в части первой НК РФ с 02.06.2016
Суть изменений | Норма НК РФ | Как было | Как стало с 02.06.2016 |
Правила действия нормативных правовых актов Правительства РФ по налогам и сборам определены во времени. | Пункт 5 статьи 5 | – | На эти документы применяются нормы статьи 5 НК РФ. Законы об уплате налогов действуют не раньше, чем через месяц после официальной публикации и не ранее первого числа следующего налогового периода для каждого конкретного налога. |
Введен минимальный срок, необходимый для начала использования новых налоговых форм или изменений существующих. | Пункт 5 статьи 5 | – | Документы начинают действовать не раньше, чем через два месяца после официальной публикации. |
Срок установлен для компаний и ИП, чтобы представить пояснения о сделках (имущества) с применением налоговых преференций во время камеральной проверки. | Пункт 6 статьи 88 | – | В течение пяти дней нужно предоставить разъяснения налоговому органу. |
Требования к документам, подаваемым в налоговую инспекцию на бумаге, уточнены. | Пункт 2 статьи 93 | – | Документы нужно нумеровать и сшивать по правилам, установленным Федеральной налоговой службой России. Формат подачи бумаг в виде папки поможет устранить давнюю путаницу. Часто инспекции заставляли заверять каждый лист документально. |
Вводится возможность подавать в электронном виде отсканированные копии бумажных документов, запрошенных налоговыми органами. | Пункт 2 статьи 93 | – | Требуемые документы можно подать в электронном виде в формате, утверждённом ФНС России. |
Введено обязательное требование подписывать документы, полученные от налоговой инспекции, при предоставлении их в электронном формате. | Пункт 2 статьи 93 | – | Такие документы требуется заверить усиленной квалифицированной электронной подписью проверяющего или его представителя. |
Определён ответственный за рассмотрение материалов при проведении дополнительных мер налоговой проверки. | Пункт 1 статьи 101 | – | Если решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля будет принято, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящего налоговую проверку, рассмотрит акт проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проверяемого лица (его представителя). |
Определён срок для вынесения решения на основе результатов проверок. | Пункт 1 статьи 101 | – | В течение десяти дней с момента завершения дополнительных мер проверки по налогам, оговоренных решением налоговой службы, выносится один из следующих итогов:
– о наложении штрафа за нарушение налогового законодательства. |
Ограничен срок, чтобы лицо могло ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительными мерами налогового контроля. | Пункт 2 статьи 101 | – | Проверяемый может изучить материалы в срок, установленный для подачи письменных возражений.
В течение месяца после получения от налоговой акта проверки. |
Установлен срок для предоставления проверенным лицом письменных возражений по итогам проведения дополнительных мер налогового контроля, как во всей их совокупности, так и по отдельным аспектам. | Пункт 6.1 статьи 101 | – | Должностное лицо может предъявить письменные возражения в течение десяти дней после окончания дополнительного налогового контроля, назначенного решением налоговой службы. |
Теперь можно привлекать к ответственности за не предоставление информации налоговой инспекции даже без нарушений налогового законодательства. | Пункт 1 статьи 129.1 | – | В случае непри submissions, уточненной налоговой декларации в установленные сроки штраф составляет 5 000 рублей. |
Причина приостановки действия оспариваемого решения о привлечении к ответственности или о его отсутствии изменилась. | Пункт 5 статьи 138 | При оспаривании решения налоговой инспекции в надзорную, исполнение этого решения может быть остановлено, если есть серьезные основания считать его нарушающим законы России. | Выполнение оспариваемого решения возможно остановить по заявлению заявителя при предоставлении банковской гарантии. В соответствии с ней банк гарантирует оплату суммы налога, сбора, штрафа или пеней, которые не уплачены согласно оспариваемому решению. Вместе с жалобой на исполненное решение направляется заявление, к которому прикладывается банковская гарантия. |
Введены правила предоставления банковских гарантий при оспаривании решений о привлечении к ответственности. | Пункт 5 статьи 138 | – | Банковская гарантия обязана быть предоставлена банком, фигурирующим в списке банков, удовлетворяющих условиям для выдачи банковских гарантий с целью налогообложения. Гарантия должна соответствовать следующим правилам (п. 5 ст. 74.1 НК РФ): – должна быть безотзывной и непередаваемой; Не допускается предоставление банку-гаранту документов, отсутствующих в статье 74.1 Налогового кодекса РФ. Срок действия банковской гарантии не может закончиться раньше, чем через шесть месяцев после подачи заявления о приостановлении исполнения оспариваемого решения. Сумма банковской гарантии должна быть достаточной для оплаты банком-гарантом налогов, сборов, пеней и штрафов, если не оплачены по оспариваемому решению. Банковская гарантия должна позволять налоговому органу применять меры взыскания с банка-гаранта для суммы, оплату которой банк взял на себя. |
Налоговый орган вышестоящего звена должен принять решение по жалобе к установленному сроку. | Пункт 5 статьи 138 | – | Налоговый орган, вышестоящий по рангу, выносит решение по жалобе после рассмотрения в течение пяти дней с момента подачи заявления о приостановке действия спорного решения. |
Налоговый орган, расположенный выше, теперь может отказать в приостановке действия оспариваемого решения. | Пункт 5 статьи 138 | Налоговое управление вышестоящего уровня выносит постановление о приостановке действия оспариваемого решения. | Налоговая инстанция вышестоящего звена принимает одно из следующих решений: – о приостановлении исполнения обжалуемого решения; – о несогласии с просьбой приостановить действие спорного решения. |
Установлено основание для отказа вышестоящей налоговой инстанции в приостановлении действия оспариваемого решения. | Пункт 5 статьи 138 | – | Решение о неотмене действия оспариваемого решения принято из-за того, что банковская гарантия, представленная заявителем, не соответствует предъявляемым требованиям. |
Решение вышестоящего налогового органа о приостановлении исполнения обжалуемого решения действует определённый срок. | Пункт 5 статьи 138 | – | Решение об остановке действия решения остаётся в силе до момента, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет решение по жалобе. |
Налоговому органу предоставлена новая обязанность, а его действия или бездействие могут быть обжалованы по акту, не имеющему нормативный характер. | Пункт 1.1 статьи 139 | – | В случае получения жалобы налоговый орган обязан принять меры для исправления нарушений прав заявителя. При устранении нарушений прав заявителя налоговый орган сообщает об этом вышестоящему органу в течение трех дней со дня устранения с приложением подтверждающих документов, если таковые имеются. |
Жалоба на решение о привлечении к ответственности или на решение об отказе в привлечении к ответственности может быть подана в электронном виде. | Пункт 1 статьи 139.2 | – | Жалобу можно подать электронным способом через интернет. |
В жалобе следует указать желаемый способ ее рассмотрения. | Подпункт 6 пункта 2 статьи 139.2 | – | Жалоба указывает метод вынесения решения по ней. – на бумажном носителе; – в электронном виде через каналы связи. |
Основания для оставления жалобы вышестоящим налоговым органом без рассмотрения полностью или частично изменились. | Подпункт 1 пункта 1 статьи 139.3 | Надзорный налоговый орган не рассматривает жалобу целиком или по отдельным пунктам, если признает, что … – она не подписана лицом, подавшим жалобу; – заявлением не указан представитель лица, обратившегося с жалобой. Представитель, подписавший жалобу, предоставил документы о своих полномочиях в неправильном порядке. |
В вышестоящем налоговом органе оставляют без рассмотрения жалобу целиком или по частям, когда устанавливают… Жалоба составлена с несоблюдением порядка, указанного в пункте 1 статьи 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В жалобе отсутствует информация о действиях налоговых органов, противоречащих нормам, либо о поступках и бездействии их работников, повлекших нарушение прав заявителя. |
Возник новый повод, при котором уполномоченный налоговый орган отказывается рассматривать жалобу целиком или частично. Это правило не действует на апелляции. |
Подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 | – | Если до рассмотрения жалобы налоговый орган сообщил о устранении нарушения прав заявителя, вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения полностью или частично. |
Срок установлен для принятия решения налоговым органом о том, что жалоба не подлежит рассмотрению, если информация об устранении нарушения прав заявителя получена. | Пункт 2 статьи 139.3 | – | Если налоговая служба получает информацию или документы о том, что нарушение прав человека, подавшего жалобу, устранены, то орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении ее без рассмотрения полностью или частично в течение пяти дней. |
Лицо, обратившееся с жалобой на решение налоговых органов, получило возможность участвовать в его рассмотрении. | Пункт 2 статьи 140 | – | Надлежащий налоговый орган рассматривает жалобу заявителя, если. В процессе рассмотрения будут выявлены несоответствия между данными из материалов, предоставленных нижестоящим налоговым органом. Выявит расхождения между данными налогоплательщика и информацией из документов нижнего звена налоговой службы. Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа уведомляет лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о дате и месте её рассмотрения. |
Новые правила пунктов 1, 2 и 6.1 статьи 101 Налогового кодекса применяют при принятии решений о результатах налоговых проверок, которые закончены после 02 июня 2016 года.
Новшества, действующие с 1 июля
С первого июля двадцать шестого года установлены требования подключения к электронному документообороту при представлении деклараций и расчетов в электронной форме. Изменились основания для приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств.
Таблица 2
Изменения в части первой НК РФ с 01.07.2016
Суть изменений | Норма НК РФ | Как было | Как стало с 01.07.2016 |
Введен крайний срок присоединения к электронному документообороту при необходимости подавать декларации и расчеты в электронном виде. | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Для подключения к электронному документообороту через оператора необходимо это сделать не позже чем за 10 дней с момента появления любого основания для подачи деклараций (расчетов) в электронном виде. |
Обязанность по подключению к электронному документообороту считается выполненной при наличии у налогоплательщика… | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Налогоплательщик обязан предоставить подтверждение подключения. Соглашения с поставщиком электронного документооборота об отчуждении прав на программы для работы с документами в электронной форме у налоговых органов по месту регистрации. – сертификата ключа проверки электронной подписи экспертного уровня |
Налогоплательщик выполняет обязанность по подключению к электронному документообороту при участии в нем своего представителя. | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Подключение считается выполненным, когда присутствуют: – у представителя налогоплательщика – вышеназванных документов; В налоговом органе для участия в электронном документообороте необходимо предоставить документы, подтверждающие полномочия физического лица — владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, если это лицо не является законным представителем налогоплательщика (директор, генеральный директор, президент и т. п.). |
Определён крайний срок подачи в налоговую инспекцию бумаг, удостоверяющих права представителя плательщика налогов на участие в электронном обмене документами. | Пункт 5.1 статьи 23 | – | Плательщик налога обязан предоставить бумаги налоговой инспекции лично, через доверенного лица или электронным способом. Срок – три дня с момента передачи полномочий представителю. |
Теперь возможно ограничить деятельность организаций, заблокировав их счета в банках и переводы электронной валюты. | Подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 | – | Санкции применяются при невыполнении обязательств по подключению к электронному документообороту с налоговой службой. Решение о применении санкций принимают в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта невыполнения обязанностей. |
Возник повод для исключения решения о прекращении работы банковских счетов организации и перевода её электронных средств. | Подпункт 1.1 пункта 3.1 статьи 76 | – | Если приостановление операций было осуществлено на основании подпункта 1.1 пункта 3 статьи 76, такое решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем исполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом. |
Новшества, действующие со следующего года
С 01.01.2017 налогоплательщики, обязанные сдавать декларацию по НДС в электронном виде, смогут во время камеральной проверки представлять пояснения только в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения на бумаге не будут признаваться представленными.
Появилось новое основание для привлечения к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу даже при отсутствии признаков налогового правонарушения, указанных в статье 126 Налогового кодекса РФ. Штраф в размере 5 тысяч рублей предусматривается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений, если уточненная налоговая декларация сдана с опозданием (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Критерии для выявления фирм с кратковременной деятельностью утвердили для налоговых органов.
В законе, упомянутом ранее, не упоминается еще одно новшество, которое относится к летнему периоду. Будет ли оно радостью для предпринимателей или огорчением, определится в процессе применения закона. Федеральная налоговая служба опубликовала инструкцию для своих сотрудников по выявлением фирм-«однодневок» на начальной стадии работы. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. pravo.gov.ru. Это косвенно указывает на то, что ведомство наконец-то решило бороться с организаторами подобных схем, а не с добросовестными, но «неосмотрительными» компаниями, которые ведут сделки с рискованными партнёрами.
Документ указывает показатели, которые должны сигнализировать о признаках фиктивности. Большинство связаны с местом регистрации компании: несколько юридических лиц по одному адресу, прописка в разрушенном здании, переезд или участие в реорганизации во время налоговой проверки. В списке ФНС отсутствует такой часто применяемый фактор отказа в регистрации, как «директорствование» одного человека сразу в нескольких организациях.
Налоговые органы обязаны проверять информацию о существующих и вновь созданных компаниях.
Эксперт по бухучету и налогам Анастасия Дегтяренко

Практическая бухгалтерия
В закрытой части сайта «Практическая бухгалтерия» размещена данная статья. Пользователи получают здесь конкретные ответы на бухгалтерские вопросы, иллюстрированные примерами и оценками экспертов.
Получите доступ >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Расходы на питание сотрудников: контроль и налоги.
Расходы на питание вахтовиков
Бесплатное питание для сотрудников