Искусно отстаивать свое право в акте проверки

Автор:


Контрольные мероприятия завершаются получением компании акта налоговой проверки от ревизоров. Получив документ, компания имеет возможность выразить несогласие с выводами, отражёнными в акте. Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказала «Расчету» об искусстве составления возражений.

Расчетливая подписка

Оформите подписку на журналы, сервисы и премиум-пакеты с выгодой. Работают скидки и подарки. Защитите бухгалтерию в 2023 году!
Подписаться выгодно


В отклике на акты налоговой проверки предприниматели формулируют возражения. Заявление может быть составлено как после камеральной, так и после выездной проверки. Данный документ – описание обстоятельств взаимодействия с партнерами с бизнес-точки зрения.


Как правило, возражения – документ, где организация последовательно излагает свое несогласие с выводами акта. Компания в нем формулирует свою позицию.
Формулировка возражений зависит от хода проверки и ее вида. Их можно составить на основе документальных подтверждений или действующего порядка.


Документальные доказательства могут быть более эффективными для опровержения выводов ревизоров. Компания сможет привести примеры операций, которые были обыденными.


В разработке аргументов рекомендуется применять два способа.

При необходимости дополнить


Компания имеет месяц на подготовку возражений после получения акта налоговой проверки от ревизоров. Закон не запрещает дополнять документ и по истечении этого срока. Если предприятию не удалось собрать все бумаги, в возражении нужно указать на желание продлить срок подачи. Инспекторам следует сообщить, что предприятие ожидает получения дополнительных документов, которые будут представлены позднее.


Такую просьбу нужно обосновать. Например, документы могут быть запрошены у сторонних организаций, и требуется время на получение ответа. Налогоплательщик может обратиться в соответствующие органы власти с просьбой о разъяснениях. Также организация может получить консультацию у специалистов, провести экспертизу.


Все эти действия занимают время, и не всегда получается предоставить документы, подтверждающие позицию компании, в установленный законом срок.


Чтение статей Налогового кодекса Российской Федерации в прямом смысле показывает, что у проверяющих отсутствует обязанность продлевать срок, отведенный на рассмотрение возражений, у инспекторов лишь право, а не долг.

Устно или письменно


Предприятие может заявить возражения письменно или устно. плательщик налогов может воздержаться от письменного обращения и явиться в налоговую инспекцию в назначенный день для обсуждения материалов проверки, высказав свою точку зрения лично или через представителя.


Возможно, налоговый орган в протоколе не зафиксирует каждое произнесенное слово, так как рассмотрение материалов проверки – это не судебное заседание с обязательной стенограммой. Если встреча займет много времени, то протокол может содержать не все высказывания.


Для возможности ссылки на возражения и факты предприятия лучше зафиксировать их письменно. Организация должна учитывать возможность судебного разбирательства: арбитры могут отказать в приеме доказательств, если те не были предоставлены ревизорам до суда.

«Сильные» документы


Предприятие использует в процессе подготовки возражений несколько групп бумаг: нейтральные документы не влияют на аргументацию, «сильные» помогают доказать позицию организации, а «слабые» – ослабляют её.


Каждый аргумент возражения сам по себе может быть неважным, но вместе взятые они обретают силу. В процессе работы над возражением стоит добавить в документ каждый факт, подтверждающий позицию компании, даже если его значение кажется небольшим.

Опыт подготовки


Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», продемонстрировала на конкретном примере процедуры проверки, как компания готовит возражения.


На предприятии завершилось контрольное мероприятие, ревизоры доначислили организации НДС и налог на прибыль. Основание — сотрудничество с неблагонадёжными контрагентами. Это самая распространенная категория споров: компании, которых обвиняют в сотрудничестве с однодневками, столкнутся с трудностями при сборе доказательств осмотрительности и победе в таком споре. Но попытаться стоит!


Предприятие допустило оплошность из-за не осмотрительности руководителя. В процессе сотрудничества ничего не вызывало подозрений у компании, деловые партнеры выполняли взятые на себя обязательства. К началу проверки контрагенты прекратили свою деятельность, что стало основанием для мнения ревизоров о фиктивности компании.


Получив акт налоговой проверки, предприятие приступило к составлению возражений. Задача состояла в сборе доказательств о выполнении работ и доказывания того, что должная осмотрительность соблюдалась, а деловые партнёры не вызывали подозрений.


В бизнес-досье на контрагентов, прикреплённом к возражениям, были представлены выписки из баз данных по проверке компаний. Согласно этим выпискам, предприятия в момент заключения контрактов не могли вызвать подозрений, например, участвовали в арбитражных спорах и госзакупках.


Следующим шагом стал сбор документов о квалификации сотрудников, ответственных за выполнение работ надлежащим образом и качественно.
Бывшие контрагенты предоставили аттестаты, сертификаты и другие бумаги, подтверждающие наличие необходимых компетенций у работников компаний. Затем предстояло собрать переписку с контрагентами.


Прикрепление полной переписки к возражениям повышает шансы успеха в налоговом органе. Ещё один пакет документов касался логистики: договоры на поставку и доставку товаров, номера транспортных средств и списки сотрудников. Данные окажутся особенно полезными, если услуги оказывались сторонними компаниями.