
Проверка завершена, и в 90% случаев предсказывается акт с доначислениями налогов, пенями и требованием привлечь компанию к ответственности со стороны ревизоров. Не стоит сразу соглашаться с контролирующими органами. Возможны возражения, сохранение репутации и финансов компании. Ольга Скворцова объяснила, как оспорить решение контролеров.
В апреле текущего года Федеральная налоговая служба опубликовала информационное письмо «Подача возражений на акты налоговых проверок». Письмо напоминает бухгалтерам о необходимых статьях НК РФ для подготовки и подачи возражений.
Порядок подачи возражений определяется типом составленного акта. Перед началом работы над возражениями важно определиться: касаются ли возражения порядка проведения проверки, оформления акта, его рассмотрения, или же речь идет о возражениях по самому содержанию.
Инспектор составляет и вручает акт
Акт по результатам выездной налоговой проверки Срок составления акта по результатам камеральной проверки установлен в течение 10 дней с момента ее завершения. Справка об осуществленной ревизии инспектор обязан оформить в течение двух месяцев с момента проведения её работы.
После составления акта его необходимо передать руководителю компании или уполномоченному лицу под подпись в течение пяти дней. Если акт направляется по почте, то датой вручения считается шестой день с момента отправки заказного письма. Контролерам необходимо отправить акт именно заказным письмом.
Инспектор составит акт о нарушении налогового законодательства в течение десяти дней с момента выявления нарушения, если таковое обнаружено.
Сроки и порядок подачи возражений устанавливаются статьями 100 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок и сроки предоставления вам акта. выездной налоговой проверкиВ статье прописаны правила составления акта, порядка его рассмотрения, форма и другое. Пункт 6 данной статьи указывает на сроки подачи возражений.
Статья 101.4 НК РФ устанавливает правила подготовки, оформления и вручения акта об обнаружении фактов, указывающих на налоговые правонарушения. В пункте 5 данной статьи обозначен порядок и сроки представления возражений.
Как писать возражения
Если вам не подходят факты, указанные в акте налоговой проверки или акте о налоговых правонарушениях, можете отправить письменные возражения в течение месяца после получения акта.
Перед составлением возражений определитесь, с чем именно не согласны: со всем актом или его частями. Возражения могут касаться как процессуальных действий, так и сути самого акта. Любой акт подлежит оспариванию: акт проверки, акт с результатами дополнительных налоговых мероприятий налогового контроля или акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
Когда вы с чем-то не согласны, существуют ситуации, требующие оспаривания, например, оформление бумаг, учет и налоги.
Существуют мелкие детали, оспаривание которых нецелесообразно: конкретная дата начала и окончания проверки, орфографические ошибки, помарки в оформлении протоколов, выводы, кажущиеся вам безграмотными. Вероятно, это будет признано технической ошибкой, не меняющей существа дела, поэтому писать возражения нет смысла.
Обратите внимание на дату подписи акта. Контролёры иногда указывают в нём не сегодняшнюю дату, а прошлую. Вы сможете это оспорить.
ПРИМЕР. ОПРЕДЕЛЯЕМ «ТОЧКУ ОТСЧЕТА»
Акт камеральной налоговой проверки ООО «Ром» был направлен по почте 1 февраля. Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля. В действительности акт был получен 10 февраля.
Предполагая, что акт получен 7 февраля, налоговые органы установили последний день для подачи возражений - 1 марта.
2 марта директора ООО «Ром» пригласили на рассмотрение материалов, но не появился. Инспекция зафиксировала уведомление ООО «Ром» о дате рассмотрения дела и отсутствие представителей компании. В тот же день инспекцией было принято решение рассмотреть акт без представителей фирмы и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Срок для подачи возражений истекает 3 марта, так как акт получен фактически 10 февраля. Рассмотрение материалов возможно не ранее 5 марта, а решение – с этой даты. 2 марта принято решение нарушает условия процедуры рассмотрения дела. Вышестоящий налоговый орган или суд могут посчитать, что компания не смогла защищать свои интересы в полной мере, и отменить решение по формальным причинам.
Для обоснования своих позиций необходимо изложить все доводы подробно, указав обстоятельства, послужившие причиной выявленных недостатков, и при этом обязательно сослаться на действующее законодательство.