ФНС о фирмах-однодневках

Автор:


ФНС регулярно напоминает о фирмах-однодневках в своих письмах, так как наличие «проблемных» контрагентов среди организаций — одна из главных претензий налоговых инспекторов во время проверок.

Признаки неосмотрительности при выборе контрагента

ФНС России в письме от 24 июня 2016 года № ЕД-19-15/104 указала на признаки небрежности при заключении сделок.

  • Отсутствует документ о полномочиях руководителя компании-контрагента или его представителя и копии документа, удостоверяющего его личность.
  • Отсутствует информация о реальном расположении контрагента, а также его производственных и/или торговых помещений.
  • Отсутствует информация о государственном реестре контрагента.
  • Отсутствие данных о методах получения информации о контрагенте (отсутствует реклама в медиа, отсутствуют рекомендации со стороны партнеров или других лиц, отсутствует сайт контрагента и т. д.).
  • Отсутствие явных признаков способности исполнителя выполнить договорные обязательства, а также обоснованные сомнения в его возможности выполнить условия договора вовремя, учитывая сроки доставки или производства продукции, выполнения работ и услуг.

Достойная осмотрительность фирмы проявляется в использовании всех законом предусмотренных способов получения сведений о контрагенте.

При определении контрагента необходимо оценить его деловую репутацию (постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. № 15658/09). Письменные рекомендации других организаций могут служить подтверждением проверки деловой репутации партнера.

При проверках налоговые инспекторы часто обращают внимание на наличия у организаций «проблемных» контрагентов – фирм-«однодневок» или компаний, не платящих налоги.

Признаки фирмы-«однодневки»

Юридические лица, не имеющие реальной независимости, созданные без намерением заниматься бизнесом, не подающие налоговые декларации и тому подобное, называются «однодневками».
№ 3-7-07/84, от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@).

В пункте 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, применяемых налоговыми органами при выборе объектов контроля, указан перечень признаков сделок с фирмой-«однодневкой».
Для осуществления выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу Федеральной Налоговой Службы России).
от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@):

  • Адрес регистрации – общий (по которому зарегистрировано больше).
    10 налогоплательщиков);
  • Компания зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью и владеет минимальным уставным капиталом (10 000 рублей).
  • Компания не размещается по указанному юридическому адресу.
  • Компания обладает конкретным названием, зачастую представляющим собой общеупотребительное слово.
    Независимо от сферы деятельности и местонахождения компании.
  • Компания не располагает собственными основными средствами и хранилищами.
  • Сотрудники компании не участвуют в её работе.
  • Компания не исполняет налоговые обязательства (или уплачивает минимально возможные суммы).
  • Компания не предоставляет налоговой отчетность (или подает отчетность со сведениями о нулевых показателях).

В большинстве случаев при проверке контрактов с подобными поставщиками у налоговых органов возникают вопросы.
Организация может учесть расходы и вычеты по входному НДС, если докажет отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента. В этом случае налоговые органы ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
и доначисляют налоги.