ФНС о фирмах-однодневках

Автор: | 02.11.2016

ФНС о фирмах-однодневках

О фирмах-однодневках ФНС напоминает  периодически в своих письмах, поскольку одной из самых важных претензий налоговых инспекторов, которые они выдвигают в ходе проверок, является наличие у организации «проблемных» контрагентов.

Признаки неосмотрительности при выборе контрагента

Признаки, свидетельствующие о том, что фирма не проявила должной осмотрительности при заключении сделки, перечислила ФНС России в письме от 24 июня 2016 года № ЕД-19-15/104:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), отсутствие копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Следовательно, под проявлением должной осмотрительности понимается то, что фирма использовала все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте.

Обратите внимание

Непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь
влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая
в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск.

При выборе контрагента нужно также оценивать его деловую репутацию (постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. № 15658/09). Подтверждением проверки деловой репутации партнера могут быть, в частности, письменные рекомендации других организаций.

Одной из самых важных претензий налоговых инспекторов, которые они выдвигают в ходе проверок, является наличие у организации «проблемных» контрагентов. То есть таких контрагентов, которые являются либо фирмами-«однодневками», либо просто не платят налоги в бюджет.

Признаки фирмы-«однодневки»

Под фирмами-«однодневками» понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность и т. д. (письма ФНС России от 11 февраля 2010 г.
№ 3-7-07/84, от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@).

Обратите внимание: перечень признаков, свойственных сделке с фирмой-«однодневкой», приведен в пункте 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов
для проведения выездных налоговых проверок (приложение № 2 к приказу ФНС России
от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@):

  • адрес регистрации – массовый (по которому зарегистрировано более
    10 налогоплательщиков);
  • фирма зарегистрирована в форме общества с ограниченной ответственностью и имеет минимальный уставный капитал (для ООО – 10 000 руб.);
  • фирма не находится по своему юридическому адресу;
  • фирма имеет определенное наименование (обычно это распространенное слово
    без привязки к сфере деятельности и месту нахождения организации);
  • фирма не имеет собственных основных средств и складских помещений;
  • должностные лица фирмы не имеют отношения к ее деятельности;
  • фирма не платит налоги (или перечисляет минимальные платежи);
  • фирма не сдает в налоговую инспекцию отчетность (или сдает «нулевую» отчетность).

Как правило, по сделкам с такими поставщиками налоговые инспекторы «снимают»
у организации учтенные расходы и вычеты по входному НДС, если ими доказано, что при выборе контрагента организация «действовала без должной осмотрительности». При этом налоговики ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
и доначисляют налоги.


Читать оригинал