Суть спора
ИФНС провела камеральную налоговую проверку ООО. Инспекторы выявили нарушения и доначислили фирме пени и штрафы. Обществу также было отказано в возмещении входного НДС.
Областное Управление ФНС это решение отменило, так как районные инспекторы не доказали согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
Тем не менее, в порядке контроля за деятельностью областного Управления ФНС России отменила его решение и оставила в силе решение ИФНС.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании решения ФНС недействительным.
Решения арбитражных судов
Суды трех инстанций (городской Арбитражный суд, арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд округа) отказали Обществу в удовлетворении требований.
Судьи отметили, что вышестоящий налоговый орган вправе отменять решения нижестоящих органов «в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам».
Следовательно, ФНС может отменять решения нижестоящих налоговых инспекций, даже не привлекая налогоплательщика. Сроки такой отмены не предусмотрены ни Законом о налоговых органах (Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»), ни Налоговым кодексом.
В ответ на эти решения Общество обратилось с жалобой в Верховный Суд.
Решение Верховного Суда
Судебная коллегия ВС РФ оставила решения своих арбитражных коллег без изменений.
Верховные судьи подтвердили, что вышестоящий налоговый орган может отменить решение нижестоящего. Это правило работает и в тех случаях, когда налогоплательщику были предоставлены налоговые льготы. Речь идет о тех случаях, когда решение нижестоящего органа было принято в нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ). Это неоднократно отмечалось в актах Конституционного Суда (см. определение от 22 апреля 2010 г. № 595-О-О, постановление от 24 марта 2017 г. № 9-П).
Помимо этого, обнаружив ошибку в решении нижестоящих инспекций, ФНС вправе исправить ее по собственной инициативе. Это согласуется со статьей 57 Конституции РФ.
Что касается срока, в течение которого ФНС вправе отменить решения Управлений, то, действительно, ни в законе о налоговых органах, ни в Налоговом кодексе нет положения, регулирующего этот вопрос. Однако, по мнению Верховного Суда, вышестоящие налоговики могут отменять решения нижестоящих в пределах трех лет с момента окончания проверяемого налогового периода.
В итоге, ВС отказал в удовлетворении кассационной жалобы Общества и оставил решения судов без изменений.
По нашему мнению, такое решение Верховного Суда, по сути, расширяет полномочия ФНС. И при этом практически не оставляет налогоплательщику возможности влиять на пересмотр или отмену решений.
Получается, что бизнес не может быть застрахован от того, что через какое-то время после камеральной проверки вышестоящая инстанция не пересмотрит акт и не доначислит налоги.
Во избежание таких ситуаций старайтесь:
- всегда проверять добросовестность контрагентов;
- сохранять документы и отчетность за прошедшие налоговые периоды;
- быть готовым аргументированно защищать свою позицию в случае спорных ситуаций с ФНС.
Читайте также «Камеральная проверка по НДС – за два месяца»