Избежать штрафа за неисполнение требования налоговой из-за того, что письмо не доставили почтальоны, можно через суд и при наличии доказательств вины почтовых работников.
Налоговики вправе запрашивать документы и информацию по требованиям, которые они направляют по адресу компании. Способов отправки несколько, среди них и обычная почтовая отправка заказным письмом.
Для почтовой отправки используется юридический адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ. Именно организация отвечает за достоверность адреса, указанного в реестре, и должна обеспечить прием корреспонденции.
Правила доставки требований по почте
Если требование о представлении документов направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.
Реальное наличие требования у организации по истечении указанного срока значения не имеет. Это указано в пункте 1 статьи 93 НК РФ.
Если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию, которое инспекция направила заказным письмом, ее могут привлечь к налоговой ответственности (ст. 126 НК РФ).
Как отменить штраф, если письмо не доставила почта
НК РК устанавливает, что привлечь к ответственности за непредставление документов по требованию ИФНС можно, если доказано, что налогоплательщик знал или должен был знать о соответствующем требовании, но виновно (умышленно или по неосторожности) не передал документы в инспекцию.
То есть, отменить штраф можно, но вряд ли это получится сделать путем простого пояснения, поданного в ИФНС. Скорее всего, придется обращаться в суд, где потребуется доказать, что вины компании в том, что она не получила письмо, нет.
АС Северо-Кавказского округа отменил штраф за непредставление сведений в ИНФС, поскольку налогоплательщик смог доказать, что он не получал требование, отправленное по почте (постановление от 10.02.2020 по делу № А25-2173/2018).
АС Центрального округа постановлением от 02.08.2022 № Ф10-2112/2022 по делу № А08-6559/2021 отменил назначенный инспекторами штраф, поскольку налоговикам не удалось доказать факт вручения требования и факт уклонения ИП от получения письма.
То есть, в суд нужно идти с доказательствами того, что вины, умысла или неосторожности налогоплательщика в неисполнении требования нет. Понадобятся ответы от почты и все почтовые отметки, которые обычно ставят на письмах и фиксируют в журнале прохождения корреспонденции на почте.
Сейчас есть хороший способ получить информацию об этапах прохождения заказного письма на официальном сайте почты России. Все заказные письма имеют свой уникальный номер, по которому можно увидеть весь пусть (трек) письма.