Могут ли инспекторы проводить осмотр помещений, если фактически выездной проверки не проводится? Ответ на данный вопрос пришлось давать УФНС, поскольку сотрудники нижестоящих инстанций именно так и поступили: провели досмотр помещений налогоплательщика вне рамок выездной проверки.
Какие проверки могут проводится одновременно с выездной налоговой проверкой? С этим вопросом обратилась крупная строительная компания ОАО «Инжспецстроительство» (название, безусловно, изменено) в Управление ФНС по Московской области. И не из праздного интереса, а предыстория была такая.
ОАО «Инжспецстроительство» имеет несколько обособленных подразделений (филиалов) по России и относится к крупнейшим налогоплательщикам. Соответственно и выездные налоговые проверки здесь не редкость и проходят они ежегодно с привлечением инспекторов местных налоговых органов.
Однако, в ходе проведения очередной выездной налоговой проверки, по одному из филиалов налоговый орган стал проводить дополнительные мероприятия налогового контроля вне рамок выездной проверки.
Справка
Инспекторы вправе вызывать в налоговые органы организации и предпринимателей для дачи пояснений как в связи с налоговой проверкой, так и в иных случаях, которые связаны с исполнением налогового законодательства. Вызывать налогоплательщиков инспекторы могут на основании письменных уведомлений.
Инспекцией ФНС по г. Домодедово было выписано поручение, согласно которому сотрудникам инспекции поручается «Провести проверку по соблюдению налогового законодательства по вопросам постановки на налоговый учет и осмотра помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли), осуществляющих предпринимательскую деятельность, расположенных на территории городского округа Домодедово».
За разъяснениями о законности подобных мероприятий вне проводимой выездной налоговой проверки ОАО «Инжспецстроительство» обратилось в Управление ФНС по Московской области со следующими доводами.
Доводы налогоплательщика
ОАО «Инжспецстроительство» получило вышеупомянутое поручение от 24 апреля 2012 г. № 83, подписанное заместителем начальника ИФНС по г. Домодедово Московской области.
При этом в настоящее время в обществе проводится выездная налоговая проверка МРИ ФНС № 45 по г. Москве по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2009-2010 годы на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 1 февраля 2012 г. № 09/804 (далее — Решение), в проведении которой указанные сотрудники не только не участвуют, но и не включены в состав проверяющей группы.
Несмотря на то, что сотрудники, указанные в поручении, не включены в состав группы, участвующей в проведении выездной налоговой проверки, 24 апреля 2012 года работниками ИФНС по г. Домодедово Московской области был проведен осмотр помещений и территории филиала общества, а также составлен протокол. Экземпляр протокола осмотра ОАО «Инжспецстроительство» предоставлен не был.
ОАО «Инжспецстроительство» считает данное поручение и проведенные контрольные мероприятия незаконными по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя руководителя Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. В нарушение указанных нормативных актов основанием для проведения проверки послужило поручение налогового органа, которое не соответствует утвержденной форме.
Во-вторых, в нарушение в данном поручении не содержатся сведения, наличие которых предусмотрено пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса, а именно не указаны предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, и периоды, за которые проводится проверка.
В-третьих, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ). С 1 февраля 2012 года по настоящее время в ОАО «Инжспецстроительство» проводится выездная налоговая проверка МИ ФНС № 45 по г. Москве на основании Решения № 09/804. Сотрудники, указанные в поручении от 24 апреля 2012 года № 83, отсутствуют в числе тех, кому было поручено проведение проверки. Таким образом, данная выездная налоговая проверка проводится как самостоятельная, что противоречит пункту 5 статьи 89 Налогового кодекса.
Внимание
Налоговым органам дано право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
И, наконец, в-четвертых, в случае, если проверка проведена в рамках контрольных мероприятий по Решению, это не соответствует пункту 2 статьи 89 и пункту 1 статьи 92 Налогового кодекса. Так, сотрудники, указанные в поручении отсутствуют в упомянутом Решении. Соответственно, данные сотрудники не имели законных оснований проводить контрольные мероприятия в рамках выездной налоговой проверки.
Кроме того, ранее Управлением ФНС РФ по Московской области уже указывалось ИФНС России по г. Домодедово на несоблюдение требований Налогового кодекса (письмо УФНС по Московской области от 14 марта 2012 г. № 07-12/11461).
ОАО «Инжспецстроительство» считает, что данные действия должностных лиц Инспекции ФНС России по г. Домодедово по несоблюдению нормативно-правовых актов нарушают его права и законные интересы, поскольку Инспекцией грубо нарушены нормы действующего законодательства.
Согласно статье 33 Налогового кодекса должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
Таким образом, действия инспекции является незаконным и необоснованным.
Позиция УФНС по Московской области
Управление ФНС по Московской области, рассмотрев жалобу на действия ИФНС, сообщило следующее.
К числу налоговых проверок статьей 87 Налогового кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как проверяемых, так и налоговых органов.
Согласно подпунктам 4, 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса инспекторы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы организации и ИП для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства. Той же нормой налоговым органам дано право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Инспекторы могут проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Но все это возможно лишь при выполнении налоговиками правил, предусмотренных Налоговым кодексом, и соблюдении установленной процедуры.
Это важно
Управление ФНС сделало вывод о том, что осмотр помещений налогоплательщика допускается вне проведения выездной налоговой проверки. Аналогичная позиция излагалась и служителями Фемиды при рассмотрении спора в ФАС Северо-Кавказского округа.
Налоговый контроль проводится должностными лицами инспекций в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений фирм и предпринимателей, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах.
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком или имеющихся у налогового органа.
Доступ на территорию или в помещение проверяемого должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки (п. 1, 2 ст. 91 НК РФ).
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для ведения бизнеса территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по в рамках налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Из анализа приведенных норм Управление сделало вывод о том, что осмотр помещений налогоплательщика допускается вне проведения выездной налоговой проверки. Кроме того, по мнению УФНС фирма не представила доказательств своего несогласия с проведением у нее осмотра в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Налогового кодекса.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Северо — Кавказского округа от 20 февраля 2009 г. по делу № А32-11135/2008-58/221 (определением ВАС РФ от 8 июня 2009 г. № В АС-4120/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Заключение
Данное заключение, по мнению налогоплательщика, не является бесспорным. Однако следует отметить, что жалоба в УФНС по Московской области не осталась не замеченной: дальнейших мероприятий налогового контроля со стороны ИФНС по г. Домодедово и принятия решений по уже проведенным не последовало.
Р.В. Нестеров, налоговый юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»
К Вам пришла проверка
С бератором вы будете знать, кто может приостановить деятельность фирмы, чего хочет полиция, налоговая инспекция, пожарные и трудовики, а теперь еще и экологи, таможенники и страховщики. Вы будете готовыми к приходу проверяющих из любой инстанции ежедневно и в любое время.
Узнайте больше >>
Читайте также по теме:
Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта
Вас вызывают на допрос в налоговую…
Как проходит выездная налоговая проверка
Налоговая проверка предпринимателя