Дополнительные налоговые проверки: ожидание от сотрудников инспекций.

Автор:
Фото: img.freepik.com


Дополнительные процедуры налоговой проверки — обычное дело. Таковые ситуации могут возникнуть во время любой проверки.


При нехватке сведений и документов после камеральной или выездной ревизии проверяющие могут прибегнуть к контрольным допмероприятиям (КД), чтобы получить дополнительные доказательства для принятия окончательного решения. Такие мероприятия также назначают, если компания предоставила уточненные сведения после ВНП (подробности – в письме Федеральной налоговой службы от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@), или когда возражения по акту проверки сопровождаются документами, нуждающимися в тщательном изучении.


В ходе проверок налоговых органов выявить новые нарушения не удается, но по уже известным фактам доначисляют налоги.

Читать далее…


Руководитель инспекции или его заместитель вправе вынести решение о КД (по форме из Приложения № 34 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@). Это возможно только после окончания проверки, составления и вручения акта по ее итогам, рассмотрения материалов ревизии руководителем инспекции (его заместителем). Такой порядок действий отмечают сами контролеры (см. письмо ФНС России от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@).


При постановлении о дополнительных мерах приводят причины, заставившие принять подобные решения, определяют срок их выполнения и конкретную форму (п. 6 ст. 101 Кодекса, письмо Министерства финансов России от 19.06.2009 № 03-02-07/1-321).

Что со сроками?


Дополнительные мероприятия нельзя проводить более месяца, за исключением проверки КГН или иностранной фирмы, зарегистрированной по пункту 4.6 статьи 83 НК РФ, в этом случае срок может составлять два месяца. Инспекторы не имеют права продлевать этот срок независимо от обстоятельств (письмо Минфина России от 21.11.2018 № 03-02-07/1/83852).


Чиновники уверены: несоблюдение сроков не всегда влечет отмену решения ИФНС по результатам проверки. Такое заключение основано на положениях статьи 101 главного налогового документа (письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, ФНС России от 06.03.2018 № ЕД-4-2/4335@).


Существует достаточно много контроля за налогообложением: Верховный суд России согласился.

Читать далее…


Если затягивание процесса ревизорами – единственная ошибка, добиться отмены решения инспекции проблематично, так как судебная практика подтверждает это. В письме ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 указано на это. Несмотря на это, в том же разъяснении ФНС призывает к соблюдению сроков, чтобы избежать нерационального использования ресурсов, роста обращений и жалоб. Кроме того, задержки могут осложнить взыскание налогов, пеней и штрафов принудительно. Сроки для этих мер постоянны, и из-за промедления со стороны ревизоров может случиться их пропуск (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).


Обратите внимание: если контрольные органы подадут иск о взыскании задолженности в последний день шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, рассчитаться с бюджетом придется (Постановление АС Дальневосточного округа от 16.10.2018 № Ф03-4140/2018, оставленное в силе Определением ВС РФ от 28.12.2018 № 303-КГ18-22204).


После завершения установленного сроком на осуществление дополнительных мероприятий доказательства, предоставленные позднее, не рассматриваются. Об этом говорится в пункте 27 упомянутого 57-го Постановления.


Статья 101 Кодекса в пункте 6 указывает на возможность использования для проверки КД таких действий как изъятие документов у проверяемого лица или его контрагентов, опрос свидетеля и проведение экспертизы. Количество раз и объем осуществления этих действий определяет ИФНС. Такое положение отмечают представители финансового ведомства (письмо от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426) и суды, например, Постановление АС Уральского округа от 20.01.2017 № Ф09-10912/16, где подчеркивается, что инспекторы определяют необходимость и объем контрольных мероприятий. Мнение налогоплательщика в этом вопросе не учитывается.


Каждый акт КД оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (постановлением о проведении экспертизы, протоколом допроса свидетеля и т. д.). Такого рода действия производятся обычным порядком, то есть так же, как и при самой проверке (письма Минфина России от 19 июня 2009 года № 03-02-07/1-321, от 6 марта 2009 года № 03-02-07/1-113).


Перечисленные мероприятия являются полным перечнем, но судьи разрешают проверятелям и некоторые сопутствующие действия.

  • В Постановлении от 24.12.2018 № Ф04-5098/2018 АС Западно-Сибирского округа признал протокол осмотра помещения доказательством, соответствующим требованиям статьи 75 АПК РФ. Документ составлен верно – с разрешения руководителя, при участии понятых. Аргумент организации о нарушении пункта 6 статьи 101 НК РФ при проведении осмотра суд не принял во внимание.
  • В соответствии с нормой статьи 96 главного налогового документа, чиновники могут привлекать специалистов к участию в контрольных мероприятиях (постановления АС Поволжского округа от 14.02.2017 № Ф06-17683/2017 и Уральского округа от 15.05.2019 № Ф09-2143/19).
  • Суд признал постановление ИФНС о выемке обоснованным, так как бумаги требовались для экспертизы в рамках контрольных действий. По форме и содержанию оно соответствует требованиям статьи 94 НК РФ. Выемка была проведена уполномоченными лицами инспекции при присутствии понятых и представителей проверяемой компании. Добровостное предоставление документации компанией не имеет значения. Фискалы вправе изъять подлинники, если имеющихся копий недостаточно (Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.03.2018 № Ф01-351/2018, Ф01-773/2018). В другом деле судебные власти также посчитали, что у контролеров были основания для выемки подлинников документов – одно из них направлено на экспертизу (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 № А53-27001/2010, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 17.05.2012 № ВАС-5533/12). ФНС России в пункте 10 письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 обратила внимание, что арбитражная практика по данному вопросу складывается в ее пользу, сославшись на ряд решений. Однако чиновники подчеркнули, что изъять документы можно лишь в случаях, перечисленных в пунктах 4 и 8 статьи 94 НК РФ, например, когда для проведения мероприятий налогового контроля копий документов проверяемого лица недостаточно.

Важные формальности


Действия после дополнительного мероприятия указаны в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. По результатам этих действий контролеры составляют дополнение к акту проверки по форме из Приложения № 35 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, где фиксируют дополнительные доказательства, выводы должностных лиц и предложения по устранению нарушений.


Дополнение визируют должностные лица инспекции, проводившие контрольную проверку, в течение 15 рабочих дней с момента завершения мероприятий. После готовности документа ревизорам дается пять рабочих дней для его вручения под расписку проверяемому лицу (его представителю) или передачи другим способом. Убедитесь, что налоговики приложили к дополнению материалы, полученные во время проведения проверки. Обратите внимание: документы, которые направили вам в инспекцию, не нужно прикладывать.


Если компания отказывается получить дополнение к акту налоговой проверки, инспекторы зафиксируют этот факт в документе и пришлют его заказным письмом по почте.
Документ будет считаться полученным через шесть дней после отправки.

Суд забраковал повторную ВНП под видом допмероприятия

Читать далее…


В течение пятнадцати рабочих дней с момента получения документа можно подать в ИФНС письменные возражения по дополнению целиком или его частям (в свободной форме). Важно приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие доводы (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). При использовании ссылок на правовые акты необходимо указать редакцию, действовавшую в спорный период.


Руководитель ИФНС или его заместитель рассмотрит акт проверки, дополнение к нему, материалы инспекторов, возражения проверяемого лица с документами, подтверждающими их (подробности – в п. 1 ст. 101 Кодекса). В результате будет принято решение о привлечении компании (коммерсанта) к ответственности или об отказе в наказании (п. 7 ст. 101 НК РФ).


Отсутствие письменных возражений не лишает проверяемого лица или его представителя права давать объяснения при рассмотрении ревизионных материалов.