Дополнительного налогового контроля много не бывает: ВС РФ согласился

Автор: | 11.12.2020

Дополнительного налогового контроля много не бывает: ВС РФ согласился

Налоговики несколько раз проводили дополнительные мероприятия налогового контроля по вопросам правильности исчисления НДС и налога на прибыль. При этом истребовались документы и проводилась экспертиза. В результате сроки проведения ВНП были нарушены. Тем не менее, организацию привлекли к ответственности. Считая, что налоговики допустили нарушения, она обратилась в суд.

Когда нужны дополнительные мероприятия налогового контроля

Если материалов, которые были собраны в ходе проведения налоговой проверки, не хватает для принятия решения по ее результатам, налоговики могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Решение о необходимости их проведения принимает руководитель инспекции (абз. 1 п. 6 ст. 101 Налогового кодекса).

При этом, целью проведения этих мероприятий является только необходимость устранения обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения по итогам налоговой проверки.

Однако, в своем решении руководитель ИФНС должен эту цель указать, обосновав, для чего нужен дополнительный контроль. Кроме того, указывается срок мероприятий и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 Налогового кодекса).

К мероприятиям дополнительного контроля относится:

  • истребование документов у проверяемой организации или ее контрагентов (ст. 93, 93.1 Налогового кодекса);
  • допрос свидетеля (ст. 90 Налогового кодекса);
  • проведение экспертизы (ст. 95 Налогового кодекса).

Этот перечень является закрытым.

Поэтому, проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в других формах недопустимо.

Аргументы организации в суде

Подавая иск о признании незаконным решения ИФНС о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, организация указала, что налоговики нарушили требования статьи 101 Налогового кодекса.

Поскольку она не предусматривает многократного принятия решений о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля.

Такие действия налоговиков, по мнению истца, свидетельствовали о начале повторной проверки и искусственном продлении сроков ее проведения.

Это привело к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность компании и создало у нее дополнительные обязанности перед проверяющей инспекцией.

Кроме того, поскольку сроки проведения выездной налоговой проверки были нарушены, решение ИФНС по ее итогам являлось недействительным.

Точка зрения судов на многократность проведения дополнительного налогового контроля

Суды всех трех инстанций с этими аргументами не согласились.

Мероприятия дополнительного налогового контроля являются одним из этапов процедуры рассмотрения акта и письменных возражений проверенного лица и проводятся в рамках рассмотрения материалов налоговой проверки.

Основная их задача – разрешить сомнения, которые возникли у инспекции после того, как организацией были представлены дополнительные документы.

Если приняли решение о допмероприятиях, это значит, что налоговики не сочли материалы налоговой проверки достаточными для вынесения решения по ее итогам.

При этом повторное проведение дополнительных мероприятий само по себе не является безусловным основанием для отмены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По мнению судов, законодатель ограничивает срок проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, но не ограничивает налоговиков в их количестве.

Тот факт, что налоговики нарушили сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, не является безусловным основанием для признания недействительным вынесенного решения.

С перечисленными доводами судей согласился и Верховный суд.

Он указал, что проводимые второй раз дополнительные мероприятия не являлись повторными, поскольку изменили принятое ранее решение ИФНС в сторону уменьшения доначислений по НДС и налогу на прибыль.

Следовательно, права организации в результате проведения дополнительных мероприятий были соблюдены.

Поэтому, Верховный суд не стал пересматривать решения нижестоящих инстанций.

К такому выводу он пришел в определении от 30.11.2020 № 309-ЭС20-15596.


Читать оригинал