Количество требований из ФНС, поступающих в компании, год от года растет. Иногда запросы ревизоров вызывают у бухгалтеров недоумение, документы бывают насколько необычными, что специалисты учета не знают, как правильно реагировать. Что это за новый тренд?
С наступлением 2020 года обсуждение вопросов налогового контроля для большинства руководителей компаний стало темой не менее актуальной, чем деятельность самого предприятия. Многие простые действия собственниками бизнеса начали выполняться с оглядкой на перспективы возможных претензий со стороны ревизоров Налоговой службы. Поступающие информационные письма, требования и даже звонки из ИФНС становятся предметом рабочих совещаний.
Бухгалтерии предприятий, как правило, настроены решительно и готовы решать возникающие у инспекторов вопросы. Специалисты учета отправляют инспекторам запрашиваемые ими документы и информацию, а учитывая объемы работы, начинают формировать полный пакет документов, готовить развернутые пояснения сразу после получения запроса. А такие запросы приходят регулярно, подтверждением тому многочисленные сообщения специалистов учета в социальных сетях. Получив очередное требование о предоставлении документов, оценив периоды и объем, вздохнув, бухгалтеры начинают собирать и сканировать массивы первичных документов по взаимоотношениям с контрагентом, которого, вероятнее всего, именно сейчас проверяют инспекторы.
Стоит отметить, что в большинстве случаев запросы о предоставлении сведений поступают от «домашней» инспекции.
«Странный» запрос
Но развитие налогового контроля не стоит на месте! Всем известно об автоматизации многих процессов в ФНС, об этом много и часто пишут как сами инспекторы в своих письмах, так и аналитики. К формам поступающих требований и основаниям, по которым они направляются, есть много обоснованных правовых вопросов, но сегодня речь пойдет о более необычном запросе, который может получить компания и, наверняка, сильно удивится.
Итак, предприятие получает требование налогового органа, где указано, что в соответствии с положениями статьи 93, пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса в течение 10 рабочих дней ревизорам необходимо представить документы и информацию. Пока ничего необычного, но далее в документе будет приведен список документов от учетной политики предприятия до отчетов системы ГЛОНАСС по имеющемуся и используемому автотранспорту. Но самое интересное будет далее: инициатор требования! Им может быть налоговый орган из другого региона.
Да-да, все верно: инспекция, расположенная в другом субъекте Федерации, истребует информацию и документы в отношении контрагентов из вашего региона на основании «отработки сложного разрыва» или «вне рамок проверок».
А может быть и так, что ИФНС из другого региона направляет в «домашнюю» инспекцию поручение, которая облачает его в требование и отправляет своему же налогоплательщику.
Век цифровизации
Зачем внешняя инспекция изучает вашу деятельность через локальную ИФНС на основании поручения? Ответ кроется даже не в том, что, возможно, ваш контрагент мигрировал в другой регион или произошел разрыв в дереве связей по НДС на уровне зоны ответственности внешней инспекции.
Описанным способом ФНС обеспечивает надлежащий уровень контроля за отработкой разрывов на территории городов с большим количеством юридических лиц. В основном это Москва и Санкт-Петербург.
Территориальные инспекции с меньшей нагрузкой получают доступ к системе АСК, в которой начинают, на правах домашней инспекции, проводить полный комплекс мероприятий налогового контроля.
Таким же образом налогоплательщики получают повестки о вызове на допрос в локальную инспекцию, где ревизор, на основании такого же поручения, оформляет протокол допроса по вопросам, которые подготовлены внешней инспекцией, расположенной в другом регионе страны.
У руководителя компании, бухгалтера и юриста, когда компания получит такое требование, возникнет логичный вопрос о правомерности налогового контроля со стороны инспекции, которая, расположена в другом регионе. Но в данном случае направлено поручение в локальную инспекцию, что на первый взгляд соответствует нормам НК РФ. Официальных писем ФНС, обосновывающих и предписывающих такое нововведение, пока не опубликовано. Скорее всего, это может регулироваться внутренними нормативными документами Службы.
Действия компании
Отвечать ли на такое требование?
Безусловно, да! Норма Налогового кодекса, предполагающая, что налоговые органы представляют собой единую систему, в данном случае работает и в обратную сторону. Оставление без ответа такого требования, а также нарушение сроков ответа может привести к привлечению компании к ответственности, предусмотренной статьями 126 и 129.1 НК РФ.
Внимательно изучите требование. Определите, в какой точке и во взаимосвязи с каким контрагентами вы находитесь. Могут ли у вас быть документы, которые интересуют налоговый орган? Возможно, в вашей компании нет таких документов или по причине отсутствия такой номенклатуры дел, или их нет, так как запрашиваемый контрагент вообще не заключал какой-либо договор с вашей организацией. Обратите внимание на номера счетов-фактур, указанных в перечне документов, эти бумаги могут касаться другого налогоплательщика, не указанного в требовании.
Сформируйте правовую позицию. Если, по вашему мнению, направленное требование незаконно и необоснованно, то выражая это мнение, стоит письменно изложить его и подкрепить логикой фактов и норм Налогового кодекса.
На допрос также стоит явиться. Вопросы на такой встрече, скорее всего, будут касаться деятельности предприятия, организации производственного, торгового или транспортного процесса. Ревизоры попросят описать выбор того или иного поставщика или покупателя. Воспользоваться правом на юридическую поддержку или самостоятельно держать удар – решать только вам. Но нужно иметь в виду тот факт, что документально высказанная позиция является серьезным основанием для дальнейших мероприятий налогового контроля.
Будем надеяться, что новый тренд, созданный ФНС, не затронет по аналогии вопросы проведения осмотров и выездных налоговых проверок.
Тимур Гуляев, управляющий партнер TBS Legal, член Палаты налоговых консультантов