Выездные проверки территориальных органов ПФР и ФСС проводятся ежегодно. Эти ревизии подчинены определенному регламенту. Страхователям стоит с ним ознакомиться, чтобы знать какие бумаги чиновники имеют право изучать во время инспекции, и каков порядок их предоставления.
Как проходит проверка
Выездная проверка компании или предпринимателя проводится на основании решения руководителя или его заместителя территориального органа фонда, в котором вы стоите на учете.
Решение о проведении контрольного мероприятия составляется в двух экземплярах. Один вручается фирме или предпринимателю, второй остается у фонда.
Вы должны впустить проверяющих только при одновременном предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки. Без этих документов проводить инспекцию они не вправе.
ПФР может одновременно проверить бумаги, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой пенсий; правильность расходов по выплате обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а также изучить правильность представленных вами сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Недопустимо изъятие подлинников. В случае необходимости предоставьте ревизорам возможность ознакомиться с оригиналами бумаг на вашей территории во время инспекции.
ФСС имеет возможность одновременно проверить документы, связанные с расчетом и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.), точность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Что проверяют
Повторные проверки ФСС бывают по одной из трех причин:
- в связи с реорганизацией или ликвидацией фирмы;
- в порядке контроля отделения фонда за деятельностью своего филиала;
- в случае предоставления фирмой уточненного расчета.
В ходе проверки инспекторы могут ознакомиться со следующими документами за проверяемый период:
- учредительные документы;
- приказы об утверждении учетной политики;
- разрешительные бумаги (например, лицензии, действующие в проверяемом периоде);
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
- бухгалтерскую отчетность и аудиторские заключения;
- регистры бухгалтерского и налогового учета;
- аналитические регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76 и 84. Если в проверяемом периоде осуществлялись выплаты в натуральной форме, то ревизоры могут также изучить информацию о счетах 41, 10, 43 и 45;
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;
- приказы;
- договоры – коллективные, трудовые и гражданско-правового характера;
- соглашения, заключенные с физическими лицами;
- контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц;
- банковские и кассовые документы;
- первичные бумаги бухгалтерского учета, подтверждающие выплаты: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий, платежные банковские документы по зачислению денежных средств счета физических лиц.
Если имела место оплата труда в натуральной форме, то проверяющие анализируют документы, подтверждающие факты таких расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры и др.
Истребование документов
Ревизоры могут истребовать необходимые для проверки бумаги. Будьте внимательны: выемку проводить они не вправе. Уполномоченному представителю фирмы или предпринимателю проверяющие вручают «Требование о представлении документов».
Бумаги нужно представить в виде копий с печатью и подписью уполномоченного лица. Проверяющие примут документы по описи, которую заверяют обе стороны.
Имейте в виду: представить нужно отдельно заверенные копии, а не подшивку бумаг, при этом чиновники не имеют права требовать заверить у нотариуса копии документов.
Недопустимо изъятие подлинников. В случае необходимости предоставьте ревизорам возможность ознакомиться с оригиналами бумаг на вашей территории во время инспекции.
У вас есть 10 дней со дня вручения списка интересующих представителей ведомства документов, чтобы подготовить их и представить проверяющим. Если понимаете, что не успеете в срок, незамедлительно письменно (в произвольной форме) сообщите об этом в фонд и укажите причины. Закон дает проверяющим два дня на раздумье. В результате они либо продлят срок представления бумаг, либо откажут.
Важно
В бераторе «К вам пришла проверка» вы найдет полную практическую информацию о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.
Бератор доступен как в книжном, так и электронном вариантах.