Минфин России предлагает обязать аудиторов передавать ФНС данные о проверяемых компаниях. Последствия подобной «политики открытости» по просьбе «ПБ» спрогнозировал председатель Центрального Совета Аудиторской палаты России (СРО АПР) Александр Турбанов.
Попытки трансформировать понятие аудиторской тайны, которая является основой доверительных отношений клиента с аудитором, необходимых для эффективного проведения аудита, предпринимаются систематически.
Предлагаемый подход снизит доверие к аудиторским компаниям и приведет к снижению качества их работы, создаст дополнительные административные ограничения для бизнеса.
Повторюсь: попытки закрепить на законодательном уровне статус аудитора как внештатного работника правоохранительных органов, налоговой службы и Центрального банка находятся в явном противоречии со сложившейся мировой практикой и самой сутью аудита, позиционируемого как независимая проверка финансовой отчетности.
Все прекрасно понимают: мы не призываем потворствовать нарушению законодательства. Мы предлагаем четко зафиксировать в профессиональных стандартах алгоритм действий аудитора применительно к противоправным фактам, позволяющий сохранить его независимость и соответствие мировой практике.
Если очередная подобная попытка «сделать тайное явным» вдруг окажется удачной, то никто не гарантирует, что столь значимый для экономики страны инструмент, как аудит, сможет сохранить истинную суть, не говоря уже о дальнейшем развитии.
Напротив, есть все основания полагать, что он превратится в формальный институт, невостребованный бизнес-сообществом.
Суть изменений
Речь идет об «усовершенствовании» прошлогоднего законопроекта, который, ввиду своей «резонансности», чиновники временно «запрятали под сукно».
«При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну», – гласит в настоящее время пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса РФ. Пока еще гласит… Минфиновские чиновники предложили укоротить этот пункт всего лишь на два слова. На какие – догадаться не трудно.
Статью 93.1 Налогового кодекса РФ Минфин предлагает дополнить пунктом, разрешающим налоговикам запрашивать не только документы, служащие основанием для начисления и уплаты налога, но и данные, полученные в ходе бухгалтерского и налогового учета и управленческого консультирования, связанного с финансово-хозяйственной деятельностью (в т. ч. по реорганизации или приватизации компании).
Передаче в налоговую службу также будут подлежать документы по правовым вопросам, представлению интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях. За нарушение этих положений будет грозить штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговому органу необходимых сведений»).