Налоговые инспекции не проверяют соблюдение единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако они вправе проводить налоговые проверки, в ходе которых могут быть выявлены грубые нарушения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Минфин России сообщил о полномочиях налоговых инспекций при выявлении нарушения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Требования к бухгалтерской отчетности
Единые требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены статьей 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402 ФЗ).
Прежде всего, отчетность должна давать пользователям достоверное представление:
- о финансовом положении организации на отчетную дату, то есть на последний календарный день отчетного периода (ч. 6 ст. 15 Закона № 402-ФЗ, п. п. 4, 12 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее – ПБУ 4/99);
- о финансовом результате деятельности организации;
- о движении денежных средств за отчетный период.
Отчетность должна быть составлена на основе:
- данных из регистров бухгалтерского учета;
- информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации независимо от их места нахождения. Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Хранить бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение к ней (при его наличии) следует по правилам организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ). Фактически же минимальный срок хранения годовой бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений о ней составляет 10 лет (ст. 351 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-13/2015).
Читайте также «Отчетность без печати: перечень форм дополнен»
Права налоговых инспекций
Налоговые инспекции не обязаны проверять соблюдение единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных Законом № 402-ФЗ. Однако инспекции вправе проводить налоговые проверки, в ходе которых могут быть выявлены грубые нарушения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Понятие «грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» раскрыто в статье 15.11 КоАП РФ. Под «грубым нарушением» понимается:
- искажение любого денежного показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%;
- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
- отсутствие у экономического субъекта регистров бухгалтерского учета, первичных учетных документов, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской отчетности является обязательным) в течение установленных для них сроков хранения.
Читайте также «Все изменения в бухгалтерском учете с 1 июля 2017 года»
Административная ответственность
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет административную ответственность руководителя или главного бухгалтера организации в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей. Правонарушение, совершенное повторно, влечет наложение штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного до двух лет.