Больше налогов, меньше проверок

Автор: | 06.04.2017

Больше налогов, меньше проверок

В марте глава ФНС Михаил Мишустин на годовой коллегии рассказал о результатах работы Службы. Собираемость налогов выросла, сборы в консолидированный бюджет увеличились на 5 процентов по сравнению с предыдущим годом. За счет чего ревизоры показали положительный результат? К чему готовиться бизнесу в этом году? Эти и другие вопросы «Расчет» адресовал Елене Васильевой, профессиональному бухгалтеру, генеральному директору и партнеру аудиторской компании «Форос Аудит».

Увеличение роста налоговых поступлений

За счет чего увеличился сбор налоговых поступлений в бюджет?

Как рассказал Михаил Мишустин, рост вызван благодаря нескольким налогам. Во-первых, это произошло за счет НДС. На 2,7 триллиона рублей больше собрали за минувший год, это на 8 процентов больше года ранее. Во-вторых, НДФЛ. Этого налога собрали на 3 триллиона больше, что на 7,5 процента лучше показателей 2016 года. Ну и, конечно, акцизы, которые власти постепенно повышают, а следовательно, увеличиваются и поступления в бюджет. Акцизов собрали больше на 27,6 процентов, прибавка составила 1,3 триллиона рублей.

Читайте также «В 2018 году компаниям простят налоговые долги»

Как удалось увеличить сбор налогов?

В отношении НДС и НДФЛ все достаточно просто, эти сборы начали лучше администрировать. Например, сейчас достаточно нажать одну кнопку, чтобы увидеть по НДС всю цепочку покупателей и продавцов. Что же касается НДФЛ, то его собираемость стала лучше за счет того, что выросло количество отчетности. Теперь ее нужно предоставлять не раз в год, как было раньше, а раз в квартал. Кроме этого вводятся автоматизированные системы учета налога, другими словами, сейчас НДФЛ стал намного прозрачнее, следовательно, увеличились и поступления.

Про рост собираемости НДС каждый год говорят примерно одно и то же – улучшено администрирование. Что же можно улучшать столько лет?

Администрирование улучшается за счет того, что ФНС с каждым годом наращивает автоматизацию контроля этого налога, раньше система была намного более запутанной, было много пробелов, например, некоторые запросы дублировались или просто не хватало данных. Но с каждым годом система дорабатывается, кроме того, в нее включается все больше регионов. Не стоит также забывать, что сами предприниматели стали понимать и осознавать, что их операции становятся все более и более прозрачными для чиновников. Следовательно, бизнес «начал платить».

Сейчас, со вводом электронных ККТ, можно предположить, что собираемость НДС увеличится многократно, так как все операции сразу же будут видны ревизорам.

Все так и будет. Но нужно помнить, что система заработает не сразу. Однако уже в скором времени кассы нового поколения будут буквально везде, в том числе, например, в вендинговых аппаратах. Я уже не говорю о том, что с 2018 года компании на ЕНВД также перейдут на такую кассовую технику, да и все остальные коммерсанты, использующие другие системы налогообложения, тоже должны будут применять ККТ, отправляющую информацию о продаже напрямую в инспекции.

Таким образом, у ФНС появится абсолютная и ясная картина, в каком регионе и сколько коммерсанты получают дохода. Пока же налогообложение находится в тени для самих ревизоров. Это плюс для коммерсантов, но минус для чиновников. Ревизоры могут только предположить, что один квадратный метр ресторана собирает 1000 рублей, но точных данных у них пока нет. А после того, как весь бизнес страны перейдет на новые кассы, налоговики увидят реальные цифры. Что, безусловно, отразится на собираемости налогов в большую сторону.

Читайте также «Переход на новую ККТ»

Может быть, поэтому Минфин предложил увеличить НДС до 22 процентов?

Начну ответ издалека. Вообще, НДС – европейский налог. Например, в Америке его практически не применяют, только в одном штате. И если послушать мнение экспертов, то многие считают, что НДС – грабительский налог и он пришел к нам из Европы не поддержать экономику, а наоборот, ее загубить. Было много предложений ввести единый налог, но пока это больше утопия, чем реальность. Что же касается предложения Минфина касательно ставки НДС в 22 процента, то я не думаю, что есть какие-то предпосылки для того, чтобы реализовать это предложение.

Да, но Минфин сделал это предложение в рамках налоговой реформы, о которой говорит и президент.

В настоящее время происходит обеление экономики. На сегодняшний день, по некоторым оценкам, в тени находится 60–80 процентов всего бизнеса страны, это количество компаний, которые либо совсем ничего не платят, либо перечисляют в бюджет меньше, чем должны по закону. Я предполагаю, что к будущему году есть вероятность значительного увеличения организаций, которые выйдут из тени. А это неизбежно, потому что власти создают максимально прозрачную систему взаиморасчетов компаний. Если данные по расчетным счетам сразу будут попадать в налоговую инспекцию, то утаить свои доходы бизнес больше не сможет. Я уверена, что рано или поздно данные по счетам будут отправляться в инспекции. Все это значит, что собираемость НДС увеличится в любом случае, таким образом, повышение процентной ставки до 22 процентов не будет уже столь необходимой мерой.

Количество проверок сократилось

Михаил Мишустин сообщил также, что количество проверок сократилось, а суммы доначислений увеличились. Как вы думаете, за счет чего ФНС добилась этих результатов?

У меня есть несколько версий. Первая – администрирование НДС. Как показывает практика, когда проверяющие приходят в организацию, чиновники уже подготовлены. У них на руках в большинстве случаев есть информация о схемах, которые применяет фирма. Как правило, ревизоры заявляют об этом уже с порога офиса. Контролерам сейчас не нужно организовывать большие и сложные проверки, к сожалению или к счастью, сейчас большую часть схем видно сразу и дистанционно.

Обратите внимание

На 15% сократилось число выездных проверок в 2016 году.

Во-вторых, сейчас появилось одно законодательное новшество. Смена адреса юрлица теперь происходит в два этапа. Другими словами, в настоящее время компанию стало намного сложнее бросить. Теперь невыгодно менять собственника или генерального директора. Такие манипуляции не избавляют бывших владельцев от проблем. Об этом тоже говорят на проверках. Бегать бесполезно. Законодательство подстраивается под нынешние рыночные реалии. Не стоит забывать и о том, что теперь долги юридических лиц можно взимать с физических лиц, а также с аффилированных и зависимых компаний. То есть возможности бросить фирму с налоговыми долгами сейчас почти нет.

Читайте также «Выездные налоговые проверки: меньше, но результативнее»

Но с проверками же не приходят в компании, которые не могут заплатить?

Существует приказ ФНС, в котором утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок. На сайте ФНС можно узнать, будет ли в компании проверка. Что касается внеплановых ревизий, то налоговики пользуются своим положением о принципах отбора для проверок уже давно. Мы можем обсуждать этот вопрос или нет, но есть нормативы, по которым можно заранее самостоятельно определить, придет ли в компанию ФНС с проверкой. Допустим, фирма платит мало налогов, но при этом у нее большие обороты, тогда ревизия, скорее всего, рано или поздно случится. Или массовые адреса – это тоже повод для проверки. В 2016 году, кстати, очень сильно «резали» массовые адреса. Более того, в декабре просто не регистрировали компании по таким адресам.

Читайте также «Камеральные и выездные налоговые проверки»

Суды на стороне ФНС

Елена, давайте поговорим про суды. В ФНС опять рассказывают о сокращении судебных споров. Это результаты по досудебному регулированию?

Я предполагаю, что это происходит благодаря совершенствованию российского налогового законодательства, оно становится все более современным. Сравните наше фискальное законодательство с нормами других стран. Например, Налоговый кодекс США насчитывает 1000 страниц. А все налоговое законодательство содержится в 72 томах Другими словами, в Америке урегулирован каждый спорный момент, нам пока до этого далеко. Следовательно, налоговики и бизнес могут трактовать разные нормы по-разному, но законодательная работа продолжается, и чем дальше и дольше она идет, тем прозрачнее и понятнее для всех участников становится Налоговый кодекс. А значит, поводов спорить становится все меньше.

По результатам 2015 и 2016 годов произошло очень много изменений в НК. Речь идет о 400, 401, 402 Законах. В результате досудебного урегулирования пропадает предмет спора. Открывайте законы и комментарии к ним и читайте.

Обратите внимание

В настоящее время происходит обеление экономики. На сегодняшний день, по некоторым оценкам, в тени находится 60–80 процентов всего бизнеса страны, это количество компаний, которые либо совсем ничего не платят, либо перечисляют в бюджет меньше, чем должны по закону.

Не стоит забывать и о том, что есть арбитражная практика, которая ярко демонстрирует, что компании, которые до позапрошлого года чаще выигрывали споры, начали теперь в массе своей проигрывать суды.

Но одновременно с этим в России принято ругать налоговое законодательство, которое обновляется несколько раз в неделю. Сейчас много и часто говорят о налоговой реформе, которая должна сделать фискальную политику страны понятнее и проще.

То что мы ругаем, это нормально. Я занимаюсь своим делом 25 лет, и всегда все всё ругают. Никто не любит изменений. Говорят, что бухучет не каждая психика выдержит. Постоянные изменения – это, конечно, стресс. Я прекрасно понимаю предпринимателей, когда они привыкают к одной системе работы и вдруг внезапно, за несколько недель власти все меняют, допустим, все декларации разом. Тут есть, конечно, о чем спорить. По поводу же налоговой реформы и усложнения или упрощения самой фискальной системы, я считаю, что наше законодательство не очень сложное, если сравнивать его с европейскими или другими странами.

В этом же большие плюсы для бизнеса?

Конечно, в этом есть большой плюс для самих предпринимателей. В развитых странах в налоговом законодательстве почти отсутствуют какие-либо лазейки для сокращения фискальных отчислений. В России фискальной свободы, безусловно, становится меньше, и недовольство бизнеса понять можно: вводят новые кассы, улучшают администрирование, и я уверена, что данные по расчетным счетам тоже будут отправляться в налоговую. К чему ведут все эти меры? Нажатием одной кнопки можно рассчитать весь налог. Бизнесу придется платить налоги полностью. Но поверьте мне, наши компании в сравнении с другими странами несут не самое большое фискальное бремя, мы не много налогов платим, в той же Европе 50 процентов доходов коммерсанты платят. Но я надеюсь, что налоговая реформа действительно упростит всем нашу работу.


Читать оригинал