Одной из наиболее обсуждаемых тем января стала система баллов, которые Налоговая служба присваивает бизнесу в зависимости от определенных показателей работы. Редакция журнала «Расчет» изучила вопрос, а также подготовила график, который поможет коммерсантам понять, сколько баллов может быть у их компании.
На одной из сессий прошедшего в середине января Гайдаровского форума спикеры мероприятия обсудили тему ранжирования налогоплательщиков ФНС во время предпроверочного анализа.
Так, в частности, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров выступил с критикой действующей системы, назвав ее непрозрачной, дополнительно он обратил внимание, что применяемые Службой механизмы не описаны в фискальном законодательстве, отсутствуют они и в других документах с публичным доступом, сообщили «Ведомости».
Руководитель ФНС Даниил Егоров отчасти согласился с высказанным мнением, отметив также, что используемые в Службе механизмы предпроверочного анализа направлены на снижение нагрузки на коммерсантов.
Примечательно, что действующая с ФНС система присвоения баллов фактически используется и самим бизнесом. Компании при проведении собственных исследований на предмет добросовестности потенциального делового партнера применяют очень схожие механики и алгоритмы.
Тем не менее, по мнению Андрея Макарова, система, разработанная ФНС может создавать дополнительные риски для налогоплательщиков, тем более что, как уже отмечалось выше, принцип ее действия для организаций не прозрачен.
Принцип действия системы баллов
Журнал «Расчет» попросил Киру Гин, управляющего партнера юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказать о принципе действия системы, используемой налоговым ведомством.
Метод, о котором говорили спикеры Гайдаровского форума, во многом автоматизирован. Программный комплекс АСК НДС-2, используемый инспекторами для определения разрывов по налогу на добавленную стоимость, позволяет ревизорам видеть выгодоприобретателей в случае обнаружения в цепочке поставок разрыва по налогу. Кроме этого, контролеры присваивают организациям баллы в зависимости от определенных критериев.
Например, в случае, если в компании ранее проводили выездные налоговые проверки, она получает 10 баллов, если таких мероприятий контроля не было, предприятие получает 0 баллов. Или другой пример: если у организации имеется в собственности имущество, например, недвижимость или транспорт, то она получает 15 баллов, если имущества нет, то баллы не присваиваются. «Эта методика далеко не новая, ей уже несколько лет, ФНС использует подход с присвоением баллов с 2019 года», – замечает Кира Гин.
Всего используется 11 критериев. В ситуации, когда по результатам такой оценки предприятие получит 50 и более баллов, компания будет отнесена к категории «выгодоприобретателей», получая от 20 до 50 баллов, предприятие получит статус «предполагаемый выгодоприобретатель», менее 20 – «техническое звено».
Таким образом, используя систему баллов и собственные автоматические комплексы, налоговая служба может отделить реально действующий бизнес от компаний-«однодневок». При этом финальное решение остается за инспектором, алгоритмы лишь помогают контролерам обратить внимание на компании.
Само по себе присвоение баллов не означает, что в компаниях, которым присвоен статус «выгодоприобретателя», начнется проверка. Однако ревизоры могут связаться с коммерсантами и задать им уточняющие вопросы, а также направить требование о представлении пояснений или документов.
«Расчет» публикует таблицу присвоения баллов бизнесу. При желании вы можете проверить, сколько баллов получила ваша компания. Данные предоставлены юридической фирмой «Гин и партнеры».