Аудиторские секреты — миф?

Автор:


Вскоре у сотрудников ФНС России не будет тайн от аудиторов. Государственная Дума приняла закон о снятии грифа аудиторской тайны для налоговой службы. Аудиторы заявляют о нарушении прав своих клиентов. Эксперты разделяют эти опасения или не видят причин для паники.

Поправки в Налоговый кодекс РФ (Закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ) одобрили Госдума и Совфед, президент подписал документ. Теперь налоговым органам предоставят доступ… к аудиторской тайнеПравительственный документ прошёл первый этап рассмотрения в июне 2017 года. К второму чтению, происшедшему годом позже, его серьёзно переработали.

Закон строго запрещает налоговым органам собирать и использовать информацию, составляющую адвокатскую или аудиторскую тайну. Аудиторской тайной считаются все сведения, полученные и составленные аудиторской организацией, ее работниками и индивидуальным аудитором. Информация, предоставленная клиентом добровольно, таинством не покрывается. Все документы, получаемые аудиторскими организациями от заказчиков, должны храниться в организации от трех до пяти лет – три года по всем консультационным и юридическим проектам, а пять лет по аудиторским услугам.

Изменения в Налоговый кодекс позволяют налоговым органам запрашивать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные при проведении аудита и сопутствующих услуг. Основанием для этого станет решение руководителя ФНС России или его заместителя. Такой способ получения документов возможен, если компания не предоставила их во время выездной налоговой проверки.

О чем расскажут аудиторы

Измененный вариант законопроекта предоставляет налоговым органам возможность собирать, хранить и использовать информацию о налогоплательщиках, предоставленную аудиторской организацией. Однако в отличие от первоначальной редакции, распространять ее не получится. под налоговую тайнуРаспространение информации о наложниках, являющейся налоговой тайной, прямо запрещено Налоговым и Уголовным кодексами Российской Федерации. В законопроект также введен механизм получения документов у аудиторских организаций.

Органы Федеральной налоговой службы всех уровней получили право запросить у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов любые документы и информацию об организациях или ИП, полученные в ходе аудита или другого взаимодействия с клиентами.
Основанием для такого запроса станет решение руководителя (его заместителя) ФНС России, а не руководителя территориального налогового управления. Аудиторы должны будут направить в налоговую все документы (информацию), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) в бюджет РФ. Но только при условии, что налоговики уже обращались с этим вопросом к самому налогоплательщику или налоговому агенту и затребовали у него такие сведения, а он не представил их в налоговый орган при осуществлении:

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • Контроль достоверности расчётов и выплат налогов при операциях между связанными субъектами.

Камеральные проверки не включены в этот перечень, но могут стать причиной проведения описанных ранее проверок.

В качестве обоснования подобного заявления налоговые органы должны привести:

  • Данные решения о проведении выездной налоговой проверки.
  • Срок подачи запрошенных документов и дата, когда этот запрос был направлен.
  • Информация о непоставлении документов в назначенный срок.
  • Информация о проверяющей аудиторской компании.
  • Информация, необходимая аудиторской организации для определения искомых документов.

Инспекторы ФНС России могут запросить у аудиторов все перечисленные документы и данные после утверждения и вступления в силу нового закона, если компетентный фискальный орган иностранного государства, с которым у России заключен соответствующий договор, официально обратился по делу об отношении к аудируемому лицу.

Аудитор может известить клиента о received запросе, только если сам запрос не ограничивает раскрытие этой информации.

Аудиторская компания получит 10 дней со дня получения запроса, чтобы передать нужную информацию и документы в налоговую инспекцию. Отсутствие предоставления данных повлечет за собой административную ответственность.

Новый закон вступит в силу 1 января 2019 года. Положения закона будут применяться к документам, полученным во время аудита налогоплательщиков за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. В связи с этим аудиторы не обязаны представлять информацию за 2018 и предыдущие годы налоговикам.

Стоит ли паниковать?

В Министерстве экономического развития России, первоначально выступавшем против подобных «разоблачительных мер», опасаются, что поправки вызовут обвал рынка добровольного аудита и консультирования. Аудиторы также недовольны – их беспокоит неизбежная потеря доверительных отношений.

Юристы утверждают, что при желании можно обойти новые нормы. Например, налогоплательщику достаточно нанять компанию без статуса аудиторской фирмы для оказания сопутствующих услуг. Аудиторы, которые не хотят раскрывать сведения о клиентах, могут избежать штрафа добровольно заплатив 10 000 рублей, как сказано в статье 126 Налогового кодекса РФ. В законопроекте о новых санкциях ничего не говорится.

Мнения специалистов, советующие воздержаться от крайностей и сохранять спокойствие, основаны на том, что… Руководству Auditors поручить предоставить сведения о клиентах. Вносить изменения могут только руководитель службы и его заместители, следуя установленной процедуре, исключающей массовые злоупотребления. Законопроект принят по рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для международного обмена информацией, но российским налоговым органам подобный инструмент не столь необходим.

Формальный и даже абсурдный характер нового закона отмечают и деятели предпринимательства. первичные документы Аудитор не хранит подлинники – посмотрел на проверке, зафиксировал результаты и всё. Может ещё копию налоговой декларации забрать или отдельные копии отдельных документов (которые не факт что вообще в охват запроса попадут). У аудиторов есть только копии документов. Понятие «документ» означает подлинник, поскольку основным квалифицирующим признаком документа является подлинная подпись.