
При обнаружении расхождений АСК НДС-2 автоматически направит компании запрос о предоставлении пояснений. Об этом сообщалось в статье «Неслужебные требования». Артем Даненков, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», рассказал, как бухгалтеру реагировать на такие письма системы, какие сведения нужно предоставить и в какой срок.
При проведении камеральных налоговых проверок Для обработки деклараций по налогу на добавленную стоимость налоговые органы используют систему управления рисками АСК НДС-2. Программный комплекс автоматически сопоставляет сведения счетов-фактур из деклараций контрагентов, выявляя ошибки и несоответствия.
При обнаружении неточностей в декларации АСК НДС-2 автоматически создает и отправляет налогоплательщику сообщение с просьбой предоставить разъяснения. Вместе с требованием формируется таблица «Справочно: код возможной ошибки». Возможные коды ошибок:
- Плательщик внес счёт-фактуру в декларацию, а у контрагента нет записи по этому счёту-фактуре.
- В декларации налогоплательщика сведения из книги покупок не совпадают со сведениями из книги продаж.
- В декларации посредника сведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур не совпадают.
- В графе одной из книг учета (покупок или продаж) допущено недочёт.
На основе информации об организации, которой располагают инспекторы, программа присвоить ей одну из трех групп риска: высокую, среднюю или низкую.
При организации проверок учеты рисковые группы.
Учтите, объяснения предоставьте в течение пяти рабочих дней после поступления соответствующего запроса.
При обнаружении расхождений, приводящих к недоплате НДС в бюджет или излишнему возмещению налога, инспекторы запросят у организации дополнительные счета-фактуры, первоначальные и другие документы.
Код 1 присваивается, если о записи операции нет в декларации контрагента, деловой партнер не предоставил декларацию по налогу за такой же отчетный период, подал декларацию с нулевыми показателями или допущенные ошибки не позволяют установить. запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с данными контрагента.
Ответная реакция
Получив уведомление, налогоплательщик должен выяснить причины несоответствий и обратиться к инспектору, ведущему проверку декларации. Во время разговора можно запросить сведения об их предоставлении для исправления документов.
Часто организации игнорируют личные контакты с инспектором. Бухгалтеры отмечают трудности в дозвоне до ревизора. Увеличить вероятность связи возможно, используя телефон отдела камеральных проверок по НДС, который доступен на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Контакты и обращения», «Список инспекций», «Структура инспекции», «Отделы».
Налоговая служба оказывает давление на компанию, требуя предоставить уточнённую декларацию. вычетом по НДСАргумент об возможном начале выездной проверки — один из инструментов давления. Требуется трезво оценить ситуацию и не воспринимать слова инспектора буквально. Несоответствия между данными деклараций, выявленных системой АСК НДС-2, недостаточно для включения организации в план проверок. В каждой инспекции есть отдел предпроверочного анализа. Его задача — поиск предприятий для включения в план проверок. Под словом «целесообразно» понимают практически доказанный факт нарушения налогоплательщиком законодательства или совершение налогового правонарушения. Следовательно, доводы инспектора о проведении выездной налоговой проверки часто необоснованы.