«Антипроверочный» закон может привести к ужесточению надзора

Автор: | 30.08.2016

«Антипроверочный» закон может привести к ужесточению надзора

Широко разрекламированный законопроект, призванный снизить давление проверяющих органов на предпринимателей, в предлагаемой редакции содержит большое количество «лазеек», с помощью которых контролеры без особого труда смогут обойти все ограничения. Как сообщил «ПБ» председатель комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Андрей Варичев, разработчикам уже направлены предложения по устранению «перекосов».

Законопроектом вводятся несколько новых видов контрольных мероприятий, включая рейдовое обследование, контрольную закупку, наблюдение, мониторинг и ряд других. По итогам наблюдения контролирующие органы могут привлечь компанию или предпринимателя к ответственности за выявленные нарушения сразу – без проведения последующей проверки. А в случае с мониторингом это возможно только после того, как будет проведена внеплановая проверка – ее надо будет согласовать с органами прокуратуры. Но по существу наблюдение и мониторинг – очень схожие виды. Контролеры могут злоупотреблять «наблюдением» в ущерб более мягкому «мониторингу». Чтобы этого не случилось, РСПП предлагает Минэкономразвития прописать для этих двух видов контроля единый принцип привлечения к ответственности.

Кроме того, РСПП предлагает не давать проверяющим права во время мониторинга или наблюдения опрашивать руководителей и любых сотрудников организации. Иначе контрольные органы при желании могут превратить наблюдение или мониторинг в неофициальную выездную проверку.

Также нет четкой регламентации, в какие сроки контролирующие органы должны вернуть изъятые документы и технику у компании.

Еще одно опасение бизнеса связано с возможными дополнительными расходами, которые компании могут понести в случае, если контрольные органы в ходе проверки решат назначить экспертизу и привлечь экспертную организацию. Расходы зависят от объема работы и вида экспертизы. Но в законопроекте не указано, за чей счет это должно проводиться. Бизнес предлагает прописать отдельно, что расходы по привлечению экспертов должны нести именно проверяющие организации.

В качестве нового основания для проведения внеплановых проверок разработчики предлагают мотивированное представление по итогам контроля без взаимодействия с гражданином и организацией. Перечень таких проверок ограничен: в частности, это осмотры особо охраняемых природных территорий, судов, железнодорожного транспорта, измерения в рамках государственного экологического мониторинга, измерение параметров работы объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и ряда других. Еще один повод – выявление параметров деятельности, соответствующих или, напротив, отклоняющихся от индикаторов риска. Эти основания не требуют согласования проведения проверки с органами прокуратуры, что фактически дает возможность контролерам проводить внеплановые проверки по своему усмотрению.

Бизнес отмечает, что основным инструментом административного контроля остаются внеплановые проверки. По данным Минэкономразвития, доля внеплановых проверок в их общем количестве растет с 2013 года и по итогам 2015 года достигла 59 процентов. Данных по первому полугодию 2016-го в министерство еще не поступало.


Читать оригинал