НК допускает возможность возврата НДС. Этот механизм подробно прописан в статье 176. Казалось бы, если сумма вычетов в каком-либо периоде превысила размер налога, то достаточно подать декларацию, дождаться окончания ее проверки и получить деньги. Но не тут-то было. Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность», рассказал, что делать, если компании отказали в возврате НДС.
Механизм возмещения налога заставляет предприятие кредитовать государство. Допустим, декларация с суммой к возмещению за первый квартал подана 20 апреля. На проведение камеральной проверки закон отводит три месяца. Нетрудно подсчитать, что «камералка» окончится 20 июля. После этого инспекции понадобится еще семь дней для того, чтобы вынести решение – возмещать налог или нет. А срок подачи декларации, как и срок уплаты НДС за второй квартал, истекает 20 июля, то есть компания никак не сможет использовать возмещение первого квартала для того, чтобы снизить платеж за второй. И только в третьем квартале, если проверка закончится решением о возмещении налога, предприятие получит причитающиеся ему средства. Конечно, можно посоветовать сдать декларацию за первый квартал раньше, скажем, 10 апреля, однако на практике, если речь не идет о неких «схематичных» организациях, сделать это весьма трудно – контрагенты обычно не торопятся с предоставлением документов. Но это еще полбеды.
Фантазии и реальность
Все вышеуказанные сроки прямо отражены в НК и предприятие может заранее спланировать свои действия и минимизировать негативный эффект. Гораздо труднее предсказать результат камеральной проверки. Точнее, даже не сам результат – он, скорее всего, будет отрицательным, а те аргументы, которые инспекция приведет в обоснование отказа. По воды могут быть разными, фантазию инспектора никто и ничто не ограничивает. Даже НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров на территорию РФ, и то может вызывать сомнения ревизора.
Инспекторы, найдя в декларации ошибки, не утруждают себя истребованием дополнительных бумаг, а сразу готовят решение, основываясь на том, что, в соответствии со статьей 88 НК, они вправе истребовать у компании пояснения, а вовсе не обязаны этого делать. Это противоречит Определению Конституционного суда.
Инспекциями выработан определенный набор поводов для отказа в возмещении. Главным оружием инспектора является необоснованная налоговая выгода. Понятие это впервые появилось в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53. И фискалы, почти сразу, применили его расширительное толкование. Предприятие, по их мнению, несет ответственность не только за собственные действия и за действия своих поставщиков, но и за то, что делают их контрагенты, и за действия поставщиков этих контрагентов – и так до бесконечности. Даже закрепленный в законодательстве принцип презумпции добросовестности налогоплательщика зачастую понимается ревизорами противоположно – как налагающий на предприятие дополнительные обязанности, в том числе и по проверке своих деловых партнеров.
Недостаточно просто соблюдать закон, необходимо еще и умело опровергать обвинения контролеров. Даже если доказан и не оспаривается факт совершения компанией сделки со своим поставщиком, при этом представлены документы о приобретении товаров последним у третьего лица, являющегося производителем, инспекторы все равно отказывают фирме в возмещении НДС. Например, по такой причине: «установленные в ходе проверки обстоятельства и результаты почерковедческой экспертизы свидетельствуют о получении обществом необоснованной налоговой выгоды по причине подписания документов от имени поставщика неустановленным лицом, указания фиктивного адреса грузоотправителя и также недостаточной осмотрительности общества в выборе контрагента» (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.14 г. по делу № А21-5417/2013). Хорошо, что в данном случае суд, исследовав все обстоятельства дела, встал на сторону компании, так как не нашел доказательств получения предприятием необоснованной налоговой выгоды.
Алгоритм действий
Итак, вам отказали в возмещении НДС. Что же делать дальше? Во-первых, необходимо установить, является ли этот отказ основанным на законе, иными словами, есть ли смысл в обжаловании решения фискалов. Так, зачастую инспекторы, найдя в декларации ошибки, противоречия и т. д., не утруждают себя истребованием дополнительных бумаг, а сразу готовят решение по результатам проверки, обосновывая свои действия тем, что, в соответствии со статьей 88 НК, они вправе истребовать у компании пояснения и документы, а вовсе не обязаны этого делать. Такая позиция противоречит Определению КС от 12 июля 2006 года № 267-О, в ко тором прямо указано: «полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более – обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
…налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов…
Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов» (см. п. 2.2. Постановления). Во-вторых, нельзя забывать об обязательном досудебном порядке оспаривания решений ревизоров, вынесенных в соответствии со статьей 101 НК РФ (см. ст. 138 НК РФ). Конечно, в подавляющем большинстве случаев рассмотрение жалобы является формальностью, но времени она отнимает немало – один месяц со дня получения жалобы, тем более, что срок этот может быть продлен еще на такой же период (см. ст. 140 НК РФ). И, когда все формальности соблюдены, можно обращаться в суд.
Часто возникает вопрос, что же именно обжаловать? Ведь компания получает на руки два решения – об отказе в возмещении НДС и о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Причем обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возврате НДС, изложены как раз во второй бумаге. Возникает интересная ситуация: организация, получившая решение об отказе в привлечении к ответственности и, одновременно, об отказе в возмещении НДС, не может обжаловать первый документ, поскольку он никоим образом ее прав не нарушает. А нарушение прав – обязательное условие признания ненормативных актов фискальных органов незаконными. Ситуация безвыходная. Правда, к счастью, определенности в этом вопросе добавило постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, в пункте 49 которого прямо указано, что в связи с тем, что два эти решения неразрывно связаны, обжалованию подлежат они оба совместно, и оплачиваются пошлиной они как единое требование.
Судебная практика по возмещению НДС внушает коммерсантам определенный оптимизм – значительная часть дел решается в их пользу.
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность», для журнала «Расчет»
Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс
В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Проблемы возмещения НДС
Как правильно возместить НДС (инструкция)
Какие важные изменения по НДС начнут действовать уже осенью