«Заплати налоги и спи спокойно!» или об ответственности фирмы

Автор: | 10.09.2019

«Заплати налоги и спи спокойно!» или об ответственности фирмы

Ответственность за нарушение налогового законодательства можно условно разделить на налоговую, административную и уголовную. Обо всех ее видах мы и расскажем подробно в нашей статье.

Когда наступает налоговая ответственность

Для того чтобы привлечь фирму к налоговой ответственности, она должна совершить налоговое правонарушение. Это понятие отражено в статье 106 Налогового кодекса и в соответствии с ней представляет из себя «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц», за которое Налоговым кодексом предусмотрена ответственность.

Объект налогового правонарушения – это общественные отношения, регулирующиеся налоговым законодательством, которые были нарушены. Их можно условно разделить на два вида:

  • налоговые отношения, связанные с уплатой налогов. Нарушения в этой области влекут для государства финансовые потери. Например, это неуплата налогов в бюджет;
  • налоговые отношения, которые обеспечивают порядок управления в сфере налоговых правоотношений. С деньгами данная ситуация не связана. Например, когда налоги фирма перечисляет, а отчетность в налоговую не представляет.

Субъектом налогового правонарушения может быть деликтоспособное физическое или юридическое лицо, совершившее налоговое правонарушение (то есть лицо, способное отвечать за причиненный им вред).

Поскольку – в силу Налогового кодекса – субъектами ответственности являются фирмы, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к налоговой ответственности.

Правила назначения административного наказания

Статьей 4.1 КоАП предусмотрены некоторые общие правила, которые применяются при назначении административного наказания. Состоят они в следующем:

  • административное наказание должно соответствовать административному правонарушению;
  • при назначении административного наказания необходимо учитывать характер совершенного деяния, личность и имущественное положение виновного, если речь идет о физическом лице, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность;
  • назначение административного наказания никого – ни должностное лицо, ни юридическое, ни физическое – не освобождает от исполнения той обязанности, за неисполнение которой оно было назначено;
  • никто не может быть привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Таким образом, основные принципы назначения административного наказания схожи с принципами налоговой ответственности.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях в статье 4.2 предусматривает обстоятельства, которые могут служить основанием для смягчения административной ответственности. А именно:

  • раскаяние;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном правонарушении в соответствующий орган;
  • содействие уполномоченному органу в установлении обстоятельств дела;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение ущерба и устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение предписания органа госконтроля (госнадзора) об устранении допущенного нарушения до вынесения постановления по делу;
  • совершение правонарушения в состоянии аффекта;
  • совершение правонарушения при тяжелых личных или семейных обстоятельствах;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Но наряду со смягчающими обстоятельствами в Кодексе об административных правонарушениях в статье 4.3 предусмотрены обстоятельства, отягощающие административную ответственность. А именно:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого нарушения лицо уже подвергалось административному наказанию;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Суд, государственный орган или должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении могут не рассматривать обстоятельства как отягощающие, даже если они имеют место быть. Это право «карателей», а не обязанность.

Как уже было сказано выше, основным видом административного наказания, которое применяется в сфере налоговых правоотношений, является административный штраф. Остановимся на нем более подробно. Итак: административный штраф – это денежное взыскание, которое выражается в рублях и составляет не более трехсот тысяч для граждан, не более шестисот тысяч для должностных лиц, не более пяти миллионов для юридических лиц.

Также административный штраф может выражаться в кратной чему-либо сумме (например, в сумме, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такого нарушения). Об этом сказано в пункте 1 статьи 3.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Менее 100 рублей административный штраф быть не может.

Понятие и признаки преступления

Уголовное право располагает такими серьезными мерами воздействия на нарушителей, как лишение и ограничение свободы. Она носит в основном охранительный характер, защищая устои и правила, принятые в гражданском обществе, от посягательств.

Часть 1 статьи 14 Уголовного кодекса дает определение понятия «преступление». Эта норма права разъясняет, что преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.

Исходя из этого определения следует, что для того, чтобы совершенное деяние можно было считать преступлением, оно должно обладать некоторыми признаками. А именно:

  • быть общественно опасным, то есть угрожать устоям и правилам, принятым в гражданском обществе;
  • иметь общественно опасные последствия;
  • совершаться в той форме, которая запрещена уголовным законодательством;
  • совершаться виновно, то есть совершивший деяние гражданин должен желать или сознательно допускать наступление общественно опасных последствий;
  • лицо, совершившее деяние, должно подлежать уголовной ответственности, то есть в соответствии со статьей 19 Уголовного кодекса это должно быть вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Согласно статье 20 Уголовного кодекса за налоговое преступление может быть осуждено лицо, которое ко времени его совершения достигло шестнадцатилетнего возраста.

Объект налогового преступления – это фискальные интересы государства. А объективная сторона налогового преступления – это совершение определенных действий (бездействие), наступление негативных последствий и причинно-следственная связь между ними.

Негативные последствия налогового преступления выражаются в нанесении лицом, совершившим преступление, материального ущерба государственным интересам. Следует подчеркнуть, что при расследовании преступления следственными органами должно быть точно установлено, какой именно нанесен ущерб. То есть найден ответ на вопрос «сколько». Обтекаемых формулировок здесь не допускается. Только выяснив сумму ущерба, впоследствии суд сможет определить наказание за совершенное преступление, так как понятия «сумма ущерба» и «наказание» в данном случае находятся в прямой зависимости.

Преступные действия лица, совершившего преступление в сфере налогообложения, выражаются в нанесении ущерба фискальным интересам государства путем неуплаты или неперечисления в бюджет законно установленных налогов. То есть в результате действий субъекта государство должно не получить определенную сумму денег. Но следует учитывать, что не всегда такие действия образуют уголовный состав. При расследовании подобных преступлений принимают во внимание размер нанесенного ущерба и время окончания преступления. Под размером понимается сумма, которую государство недополучило в результате действий лица, совершившего преступление. Конкретные суммы будут рассмотрены ниже, при описании понятия «состав преступления». Под временем окончания преступления следует понимать тот момент, когда «пути назад» уже нет. Когда нельзя внести изменения, например в декларацию, и доплатить причитающиеся налоги. Кроме того, обнаружить «недостачу» должен ни в коем случае не сам субъект, а налоговые, или иные государственные органы при проведении мероприятий налогового контроля. Так, статья 30 Уголовного кодекса устанавливает, что оконченным преступление считается с момента, когда истекли установленные сроки подачи декларации, либо с момента подачи в налоговую инспекцию искаженной декларации. В случае действий налогоплательщика по преднамеренному и фиктивному банкротству, вероятно, моментом окончания преступления следует считать обращение в арбитражный суд с заявлением о признании себя (или фирмы) несостоятельным (банкротом).

Причинно-следственная связь означает наличие прямой зависимости между действиями преступника и наступлением негативных последствий. Причем при расследовании преступлений следственные органы должны доказать бесспорную причинно-следственную связь, а не предполагаемую. Например, главный бухгалтер намерено исказил сведения в налоговой декларации, чтобы перечислить меньшую сумму в бюджет в качестве налогов.

Субъект налогового преступления – это правоспособное и дееспособное физическое лицо, обязанное соблюдать законодательство по налогам и сборам, а также должностное лицо организации, на которое возложены обязанности по соблюдению данной организации правил, установленных налоговым законодательством, например генеральный директор или главный бухгалтер. Понятие «налоговое законодательство», в данном случае следует рассматривать не в узком смысле, как Налоговый кодекс, а в значительно более широком, куда входят также Таможенный кодекс, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и так далее. То есть все те законодательные акты, нарушение которых может повлечь ущерб для фискальных интересов государства.

Субъективная сторона налоговых преступлений предусматривает наличие в действиях субъекта умысла. То есть лицо, совершившее преступление, должно осознавать противоправность своих действий и неизбежность наступления вредных последствий. То есть он должен понимать, что своими действиями наносит ущерб государственным интересам. Если субъект преступления желает наступления таких последствий, то он действует с прямым умыслом, если сознательно допускает их – то с косвенным.

Надо сказать, что именно доказательство наличия субъективной стороны представляет наибольшую сложность при расследовании налоговых преступлений. Трудности состоят в том, что следственные органы должны найти доказательства того, что подозреваемый желал именно нанести ущерб фискальным интересам государства, понимая, что то, что он делает, влечет за собой, например неправильное исчисление сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Ведь вредные последствия могли наступить и из-за допущенной арифметической ошибки.

Объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона вместе образуют состав преступления. Если отсутствует хотя бы одна из составляющих, то отсутствует и весь состав. Соответственно, как это предусмотрено в пункте 2 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса, при отсутствии состава преступления производство по уголовному делу невозможно.


Читать оригинал